"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Рудольф Роккер
Фантом национального единства
Рудольф Роккер
Фантом национального единства
Всеобщее возбуждение
и искусственно вызванные бури протеста, которые благодаря знаменитым «условиям
мира» союзников, происходят во всех частях Германии, снова поставили
«национальный вопрос» и проблему «национального единства» в центр общественной
дискуссии. От «всегерманца» (имеется ввиду Alldeutscher Verband, довольно
шовинистская организация – прим. перев.) до представителя современной
социал-демократии по призванию, все едины в том, что национальное единство является
основанием всякого культурного развития, и что расщепление народа должно вести,
по закону природы, к закату и окончательной гибели его культуры. И вот,
призывают, ругают, жалуются, проклинают, впадают в ярость или истерические
подёргивания, смотря по политической программе, и всё это потому, что
знаменитый и овеянный слухами триумвират в Версале объявил национальное
разделение Германии и запрещает даже австрийцам разделить благодать
национального единства.
Было время, когда все
школы авторитарного социализма трактовали понятие интернациональности как
полное растворение народов в абстрактной идее человечества. В ярком
разнообразии жизни народов и языков видели только искусственно созданный барьер
против стремлений к братанию угнетённого человечества и мечтали о наискорейшем
упразднении всех этих отличий, введении общемирового языка, который должен был
вытеснить все существующие языки, и подобных вещах. Эти наивные убеждения, чьи
представители не имели ни малейшего представления о глубине проблемы, хотя и не
совсем исчезли сегодня, в целом были вынуждены уступить место другим
убеждениям. Современная социал-демократия, само собой, не имеет ничего общего с
идеями своих предшественников периода так называемого «коммунизма
подмастерьев». Она так же сдала позиции, которые занимала десятилетиями, и
которую Маркс и Энгельс выразили в Коммунистическом Манифесте, когда заявили,
что современный пролетариат не имеет отечества, и что у него, поэтому, нельзя
отнять то, чего у него нет. Мысль, что не национальные и политические, но
классовые различия и экономические противоречия являются важным фактором для
рабочего класса, находит сегодня в социал-демократической партии только
немногих отдельных приверженцев. Подавляющее большинство партии уже давно
обнаружило у себя «национальное сердце» и считает защиту отечества
социалистической и пролетарской обязанностью. На сколько серьёзно отношение к
обязанности, показала нам роковая политика вождей социал-демократического
большинства за последние четыре с половиной года с классической отчётливостью;
это показывает нам сегодня снова позиция социал-демократических государственных
мужей, которые честно стараются снова разжечь дух 1914 года, чтобы ответить
Клеменсо и его соратникам ясным «неприемлемо».
В принципе, эта
позиция не удивляет; она есть только неизбежный продукт веры современной
социал-демократии в государство. Кстати, она не социалистическая, но кто
сегодня глуп настолько, чтобы подозревать социал-демократических вождей в
социалистических настроениях!
Современный социал-демократ
давно забыл зияющее различие между государством и обществом, если он вообще
имел ясное представление об этом элементарном противоречии. И так как он может
представить себе общество только в форме государства, то воспринимает народ
только в смирительной рубашке нации. Но между народом и нацией – то же
противоречие, как между обществом и государством. Общественная организация есть
естественное образование, которое развивается снизу вверх под влиянием
определённых необходимостей и чьё основание есть восприятие общих интересов.
Государственная организация – это искусственное образование, которое
втискивается в человека сверху вниз, и чьё действительное назначение – защита
интересов привелигированных меньшинств за счёт общественности.
Народ – это естественный
результата общественной организации, объединение (ein Sichzusammenfinden)
людей, которое присутствует «внутри» посредством родственности происхождения,
общих форм и особенностей их культуры, общего языка, обычаев, традиций и т.д.
Эта общая черта живёт и действует в каждом отдельном члене народного сообщества
и образует важную часть его индивидуального и коллективного существования. Оно
(сообщество) не может быть искусственно выведено, как и насильственно
разрушено, если только не уничтожить всех членов народа. Народ может быть
подчинён чужой власти и его естественное развитие искусственно осложнено, но
никогда не удаётся задушить его психологические и культурные особенности и
предрасположенности. Напротив, как раз под игом они выступают ещё явственнее и
создают средство защиты для общности народа. Опыт, приобретённый англичанами с
ирландцами, австрийцами с чехами и южными славянами, немцами с поляками и т.д.
– классический пример непреклонной «вязкости» совместной жизни народа. И мы
часто видим, что если порабощённый народ в культурном развитии стоит выше, чем
его угнетатели, последние, так сказать, впитываются более высокой культурой.
Так воинственные орды монголов завоевали Китай и заставили китайцев принять
монгольского императора, но по прошествии нескольких поколений монголы
превратились в китайцев, так как их примитивная культура не могла
сопротивляться величию и свободе китайской культуры. То же мы видели и в
Италии, которая столетиями подвергалась нападениям варварских орд. Но
высокоразвитая культура Италии всегда побеждала грубое насилие варваров,
которые только помогли омолодить и оплодотворить заново эту культуру. И это
вполне естественно, ведь народ не даёт принудить себя к чужим обрядам,
привычкам и мировоззрениям, как не заставить отдельного человека втиснуться в
тесные рамки чужой индивидуальности. И если происходит сближение и постепенное
растворение одной народности в другой, то это происходит добровольно и
бессознательно посредством естественного приспособления, но никогда путём
грубого насилия.
Нация, с другой
стороны – это всегда искусственный продукт правительственной системы, как и
национализм, в принципе, не представляет собой ничего иного, как религию
государства. Принадлежность к нации определяется не внутренними естественными
причинами, но чисто внешними отношениями и причинами государственного резона.
Горстка политиков и дипломатов произвольно решает о национальном существовании
и будущем группы людей, которая просто должна подчиниться заповедям власти, не
имея права сама решать. Так легли, к примеру, жители французской Ривьеры как-то
вечером спать как итальянцы, а проснулись на утро как французы, потому, что
конгресс дипломатов на ночном заседании решил их судьбу. Хеголандцы были частью
английской нации и законоподдаными британского правительства, но когда оно
продало их Германии, радикально изменилась и их национальность. Ещё вчера их
наивысшая заслуга заключалась в бытии передовым укреплением английской нации,
после передачи острова их некогда наилучшее достоинство стало рассматриваться
как самый чёрный грех. Таких примеров – огромное количество, они характерны для
всей истории развития государства.
Как раз современное
конституционное государство развило понятие нации и сущность национализма до их
новейших последствий. Абсолютная монархия, которая представляет собой, так
сказать, фетишистский период в истории развития государства, где король был
видимым выражением всей системы, обращалась с широкими массами своих бесправных
подданных, как с большим, предназначенным к доению, стадом. По этой причине она
только в очень редких случаях призывала их на защиту страны, для которой она
содержала армию профессиональных солдат. Только современное государство,
которое, якобы, дало каждому своему гражданину право решать о правлении, введя
всеобщее выборное право, развило идею права до, собственно, расцвета.
Гражданин, которого загипнотизировали его новоприобретёнными политическими
правами, должен был так же перенять и обязанности, вырастающие из этих «прав».
Выборная урна стала жертвенным алтарём человеческой личности, выборный лист –
свидетельством добровольного духовного и физического рабства. Французское
якобинство сотворило первым абстрактное понятие государства и вместе с ним
абстрактное представление о нации. С тех пор идея национального единства стала
лозунгом демократических движений, который социал-демократия переняла от них,
как сомнительное наследство. Национальное единство стало синонимом культурного
наследия, символом народной жизни; каждое препятствие, учиняемое ему,
становилось антикультурным фактором. И это fable convenue, эта сказка, которую
молча приняли за правду, потянула за собой души, хотя история доказывает как
раз противоположное: именно периоды национальной раздробленности были
величайшими культурными эпохами человечества, в то время как периоды
национального единства были эпохами культурного упадка и распада. Древняя
Греция, будучи национально и политически раздробленной, дала нам, тем не менее,
культуру, которая всё ещё считается примером. И когда, позже, Александр
Македонский мечом соорудил «греческое единство», источники культурных сил и
способностей иссякли, которые могли возникнуть только в свободе.
Великий период
свободных городов средневековья, время Возрождения в Европе, было эпохой
крайней национальной раздробленности и, тем не менее, в то грандиозное время
родилась культура, с которой до сих пор ничто не сравнится. Внушительные
памятники архитектуры, оставленные нам временем – вечное свидетельство этой
блестящей фантазии и человеческого развития. Но позже, когда современное
государство на руинах этой культуры развернуло стяг национального единства,
тогда растаяли последние остатки культурного величия, как снег на солнце, и в
Европе воцарилось грубое варварство.
Бросим взгляд на нашу
собственную историю, и мы найдём только подтверждение того же самого
проявления. Все богатые завоевания духовного величия и культуры Германии
датируются временем нашей национальной раздробленности. Наша классическая
литература от Клоппштока до Гёте и Шиллера, пьянящее искусство нашей
романтической школы, наша классическая философия от Канта до Фейербаха, великая
эпоха нашей классической поэзии – всё это принадлежит тому времени. Единое
национальное государство, однако, отмечает упадок нашей культуры, пересыхание
созидательных сил, триумф милитаризма и бездушной бюрократии, которая загнала
нас в ужаснейшую катастрофу, о которой только может поведать наше история, как
безвольное стадо.
И может ли быть
иначе? Ведь единое национальное государство – ни что иное, как воплощённый
принцип власти привилегированнных классов, победа униформизма и шаблона над
богатым разнообразием народного духа, триумф духовной дрессировки над
естественным воспитанием и созданием характера, вытеснение личностного чувства
падальным подчинением, одним словом – изнасилование свободы грубой
государственной силой.
Это ясно распознал
ещё Прудон, когда он ответил Маззини, выдающемуся представителю идеи
национального единства в Италии, словами: «Каждый естественный характер в
разнообразных ландшафтах страны теряется при централизации, это и есть
настоящее имя так называемого единства. Большое централистское государство
конфискует всю свободу провинций и общин в пользу высшей власти –
правительства. Что же это единство наций в действительности? Растворение
особенных и отличных друг от друга народов, в которых обитают индивидуумы, в
абстрактной нации, в которой никто не дышит и никто не знаком с соседом. Так
как у людей украдена возможность распоряжаться собой, требуется, чтобы привести
эту огромную машину в движение, чудовищная бюрократия, легион чиновников. Чтобы
защищать их изнутри и снаружи, требуется постоянная армия, служащие, солдаты,
наёмники, так выглядит будущее нации. Это грандиозное единство требует славы,
блеска, роскоши, импозантных чиновников, послов, пенсий, церковных чинов. В
таком едином государстве всё протягивает руку, и кто оплачивает паразитов?
Народ!
Кто говоит о единой
нации, тот имеет ввиду нацию, которая продана своему правительству. Единство –
это ни что иное, как форма буржуазной эксплуатации под защитой штыка. Так
точно, политическое единство в крупных государствах есть власть буржуазии. От
того буржуа и желает единого государства.»
Гениальный француз
знал, чего ожидать, но немецкий Михель (собирательный национальный образ, вроде
русского Ваньки – прим. пер.), кажется, всё ещё не знает.
Этими рассуждениями,
само собой, ни в коем случае не должны оправдываться бесстыдные условия мира
союзников. Мы требуем права свободного самоисключения для каждой общины, каждой
провинции, каждого народа и именно поэтому мы отвергаем сумасшедшую идею
единого национального государства. Знаменитый «союз народов» господина Уиллсона
не был для нас когда-либо чем-либо иным, как новым Святым Альянсом в
капиталистическом одеянии. Те же самые господа, которые сегодня громко
сокрушаются о союзниках, утеряли всякое право на протест, ибо они – плоть от
плоти, кровь от крови, но они среди проигравших, и это – горькая пилюля,
которая им не нравится.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"