"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Рудольф Роккер
Социализм и свобода
Рудольф Роккер
Социализм и свобода
В России, где так называемая диктатура пролетариата
стала реальностью, стремление отдельной политической партии удержать власть
сделали невозможными любые подлинно социалистические преобразования
экономической жизни толкнуло страну в объятия всесокрушающего государственного
капитализма. Диктатура пролетариата, которую наивные души полагают переходным
этапом на пути к подлинному социализму, переросла в наши дни в ужасающий
деспотизм и неоимпериализм, которые ничем не отличаются от фашистской тирании.
Утверждение, что государство должно продолжать свое существование вплоть до
того момента, пока общество перестанет быть разделено на враждующие классы
звучит, в свете исторического опыта, как неудачная шутка. Политическая власть
любого типа предполагает некоторый вид человеческого рабства, для поддержания
которого она и служит. Внешне, т.е. в отношениях с другими государствами,
государство должно создавать определенные искусственные противоречия чтобы
оправдать свое существование, а внутри разделение общества на касты, ранги и
классы, в качестве необходимого условия своего существования. Большевистская
бюрократия в России, существующая якобы при диктатуре пролетариата, которая на
самом деле никогда не была ничем иным, как диктатурой малой клики над
пролетариатом и всем русским народом, - просто новый пример того, что в истории
повторялось бессчетное количество раз. Этот новый правящий класс, который
сейчас быстро перерождается в неоаристократию, отдален от огромных крестьянских
и рабочих масс с такой же очевидностью, как и привилегированные касты и классы
в других странах. И такое положение становится еще более невыносимым, когда
деспотическое государство отказывает низшим классам в возможности возмущаться
существующими условиями, так что протестуя они рискуют своей жизнью. Но даже
гораздо более высокий уровень экономического равенства, чем то, которое
существует в России, не гарантировало бы отсутствия политического и социального
угнетения. Само по себе экономическое равенство не суть свобода. Как раз этого
ни одна школа авторитарных социалистов никогда не понимала. В тюрьме, в
монастыре или в бараках можно обнаружить довольно высокий уровень
экономического равенства: все обеспечены одинаковым жильем, одинаковой пищей,
одинаковой одеждой, и получают одинаковые задания. В государствах инков
(нынешнее Перу) и иезуитское в Парагвае превратили экономическое равенство всех
обитателей в прочную систему, и несмотря на это в них царил откровеннейший
деспотизм, и человек был не более чем автоматом, подчиняющимся высшей воле, на
решения которой он не имел ни малейшего влияния. Прудон в своей работе
«Социализм» небезосновательно заметил, что без свободы социализм - худшая форма
рабства. Призыв к социальной справедливости может принести нужные плоды, только
если он вырастает из ощущения свободы и ответственности отдельного человека,
если он основывается на них. Другими словами, социализм неотделим от свободы; в
противном случае это не социализм. В признании этого лежат глубокие и
основательные доводы в пользу анархизма. Анархизм - это вовсе не
запатентованное решение всех проблем человечества, не утопически совершенный
общественный порядок (часто о нем говорят именно так), поскольку его принцип -
отвержение любых абсолютных схем и концепций. Он верит не в существование
какой-либо абсолютной истины или какой-нибудь конечной цели развития
человечества, а в способность неограниченного совершенствования социальных форм
и условий существования человека, которые всегда стремятся к более возвышенным
формам выражения, и которые по этой причине невозможно определить какими-то
точными терминами или поставить твердую цель. Величайшее зло власти любого типа
- то, что она всегда пытается подогнать все богатое многообразие форм
общественной жизни под какие-то неизменяемые формы и согласовать с определенными
нормами. Чем более сильными чувствуют себя приверженцы власти, тем успешнее и
полнее ставят они на службу себе все сферы общественной жизни, тем более
калечащим становится их влияние на созидательные силы общества, тем более
разрушительно отражается оно на интеллектуальном и социальном развитии власти;
это - страшное предзнаменование для наших дней, ибо оно показывает с ужасающей
отчетливостью, до какой степени чудовищности может развиться Левиафан Гоббса.
Это полнейший триумф политической машины над духом и телом, подчинение
человеческой мысли, чувства и поведения правилам, установленными чиновниками и,
следовательно, - крах всей интеллектуальной культуры. Там, где влияние
политической власти на созидательные силы общества сведено к минимуму, культура
процветает, ибо политическое управление всегда стремится к единообразию и
старается подчинить все сферы общественной жизни под свой контролю. И здесь оно
оказывается в неизбежных противоречиях с созидательными усилиями культурного
развития, которое находится в вечном поиске новых форм и сфер общественной
деятельности, и для которого свобода выражения, многогранность и постоянное
изменение явлений настолько же жизненно необходимы, насколько закосневшие
формы, мертвые правила и силовое подавление идей необходимы для сохранения
политической власти. Любое великолепное произведение возбуждает стремление к
полнейшему совершенствованию и глубочайшему вдохновению каждая новая форма
становится вестником новых возможностей развития. Но власть всегда пытается оставить
все на своих местах, надежно привязанным к стереотипам. Именно это было
причиной всех революций в истории. Влияние власти всегда разрушительно,
проявления общественной жизни она стремится одеть в смирительную рубашку своих
правил. Ее интеллектуальное выражение - мертвые догмы, физическая форма -
грубая сила. И эта безрассудность целей отмечает своим клеймом и всех ее
представителей, и зачастую представляет их неумными и жестокими, даже в том
случае, если от природы они одарены немыслимыми талантами. Тот, кто всегда
старается сделать так, чтобы все в мире подчинялось механическому порядку, сам
в конце концов становится машиной и теряет все человеческие чувства. Именно из
понимания этого зародился современный анархизм, и отсюда же черпает он
нравственные силы. Только свобода может вдохновить человека на великие поступки
и вызвать перемены в мышлении и в обществе. Искусство правящих кругов никогда
не вдохновляло их на преобразование их жизни и не учило их этому. В
распоряжении у грубого принуждения есть только лишенная жизни муштра, которая
живую инициативу при ее рождении, и порождает подданных, а не свободных людей.
Свобода есть сама сущность жизни, побудительная сила всякого интеллектуального
и социального развития, создатель любых новых перспектив в развитии
человечества. Освобождение человека от экономической эксплуатации, так же как и
от духовного, социального и политического угнетения, что находит высшую форму
своего выражения в философии анархизма, есть первая предпосылка для развития
более высокой социальной культуры и нового человечества.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"