"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Хуан Арманда
Патриот – враг трудового народа
Хуан Арманда
Патриот – враг трудового народа
Изначальные истоки доктрин национализма сводятся к
двум основным моделям – либеральной и натуралистической. Первая восходит к
течениям, представленным Гоббсом, Локком,
Монтескье и Руссо, кульминацией которых стала Французская революция.
Эта доктрина формулирует идею нации как
противоположности политической власти абсолютной монархии. Требование
политической роли для Третьего сословия, а точнее, для буржуазии, несло на себе
печать концепции нации как «тела, состоящего
из членов, которые живут по общему закону и представлены одним и тем же
законодательным органом» (Сийес). В этом определении содержится вся
либеральная и революционная нагрузка этой новой концепции нации: только
перестав быть подданными и превратившись граждан, все смогут сформировать общий
для всех законодательный орган, рожденный из политической воли граждан. Мы
имеем дело с либеральной, рационалистической, утилитаристской,
индивидуалистической и, прежде всего, юридической концепцией нации. Согласно этой
концепции, Испания является нацией.
Натуралистическое течение национализма основывается на
идее культурной общности. Эта аргументация была развита в основном двумя
немецкими философами: Гердером и Фихте.
Это националистическое течение возникло в определенный историко-политический
момент как реакция на идеи Просвещения и
позитивизма, которые питали все социалистические
школы 19 века (включая и анархизм). Просветительским идеям, основанным на
космополитизме, рационализме и, прежде всего, на концепции, что каждый человек
– это самоцель, а не средство, на том, что мы можем назвать «человеческим достоинством», эти
романтические течения противопоставляли натуралистическую концепцию нации. В
ней народ рассматривается как метафизическая сущность, стоящая над отдельными
людьми, определяемая общей культурой, языком, историей, религией и обычаями.
Проявлением всего этого служит «Volksgeist»
(«дух народа»), от которого индивид не может отказаться и которому он
обязан подчинить себя.
К такому натуралистическому видению нации Гердером и Фихте, в условиях оккупации
Германии Наполеоном, прибавилась
необходимость построить политическую организацию, государство. Оно должно было
развивать эту идентичность и противопоставить ее всем другим
государствам-нациям. Такова идеология, придающая форму всем сегодняшним
идеологиям твердолобого национализма. Согласно этой концепции, Испания – это
государство, абсорбирующее различные нации.
Как в процессах создания национальных чувств в
консолидировавшихся государствах, так и в националистических движениях, которые
только надеются на обретение их сообществом своего государства, можно
обнаружить некоторые общие черты: 1)
человечество от природы было разделено на нации; 2) каждая нация обладает своим
особым характером; 3) нация – это основа любой политической власти; 4) люди
должны отождествлять себя с той или нацией, чтобы обладать свободой и
самореализоваться; 5) нации могут реализовать себя лишь в своих собственных
государствах; 6) верность нации стоит прежде всех иных обязательств; 7) главным
условием свободы и гармонии в мире является укрепление нации и национальной
культуры. Все эти положения не обладают ни малейшей строгой научностью,
поскольку факты свидетельствуют совсем о противоположном. Именно поэтому I
Интернационал справедливо определял национализм как религию современного
государства.
Для развития этого чувства культурной и
территориальной идентичности националисты прибегают к использованию в качестве
инструмента такой вещи, как язык. Таким образом они отделяют друг от друга, сталкивают
друг с другом и проталкивают однородные и противоположные территориальные
идентичности. Все школы социализма, имевшиеся в I Интернационале, старались пропагандировать нечто обратное,
основываясь на ином понимании человека: существует одна-единственная
человеческая природа, разделенная затем на классы и касты, на господ и рабов, и
дезорганизованная в государствах.
С анархистской точки зрения, никакая либертарная
организация не может поощрять использование языка для упомянутых целей. Ни CNT, ни какая-либо другая либертарная организация никогда не
считала и не считает своей задачей бороться с кастильским языком в Галисии,
Стране басков или Каталонии. Ведь анархизм развивает совсем иные признаки
идентичности, противоположные национализму.
Анархизм не ставит перед собой цель горячо восхвалять
традиционные ценности, языки, территории и культуры, якобы унаследованные от
предков. А националисты как раз и превозносят якобы чистые и унаследованные от
предков идентичности, чтобы обосновать политическую структуру на территории,
которой они в будущем рассчитывают управлять.
В свое время анархисты взяли на вооружение эсперанто, чтобы сделать из языка всего
лишь средство общения, а не инструмент для делания политики. И CNT, когда она была сильна, не
участвовала в языковых кампаниях, целью которых было «создание родины». Вот
почему анархисты, издавна и до сего времени, не имели ни малейшего отношения к
этим глупостям.
С точки зрения биологии, человеческий род как общность
есть сам по себе идентичность. Ведь даже если из всех людей выживет только
какое-нибудь одно африканское племя, скажем, кикуйу, человеческий генетический
материал будет сохранен практически на 100%. С точки зрения прав, никто не
имеет большего или меньшего права родиться в том или ином месте, быть той или
иной расы, пола или говорить на том или ином языке. С точки зрения культуры, с
незапамятных времен не существует культурно однородных или чистых территорий и
языков, поскольку эндогамия, к счастью, исчезла со времен Марко Поло. Более того, эти культурные признаки национальной
идентичности есть составная часть контроля и социального разделения,
организованного в государство, – того, с чем ведет борьбу анархизм. Вот почему
анархизм – сторонник социальной справедливости и культурного прогресса, а не
увековечения традиций и границ.
Языки, традиции, обычаи, территории и т.д. не имеют
права на людей. Наоборот, мы, люди, властны над языками, обычаями, территориями
и т.д., с тем чтобы изменять их, ликвидировать их или заново определять свои
отношения с ними... Как это уже происходило на протяжении человеческой истории
и как это делало либертарное движение, поддерживая международный язык и
создавая в вольной коммуне (а не в провинции, регионе или стране и т.д.)
территорию, на которой мы можем осуществлять общественное самоуправление нашей
жизнью на основе прямой демократии. Ведь именно на этой территории мы живем и
вступаем в отношения с другими людьми. Цель федераций производителей будущего
свободного общества состоит отнюдь не в том, чтобы предложить новое издание
границ, знамен, языков или национальных идентичностей, а в том, чтобы
обеспечить развитие и координацию экономики этих свободных общин, пользующихся
широкой автономией.
Более того: анархизм – сам по себе культура! Исходя их
просветительских и позитивистских идей, анархисты 19-го века разработали форму
жизни и общественную программу будущего, программу прогресса.
Прогресс, достигнутый в конце 19-го века в науках о
здоровье людей и в естественных науках, в инженерном деле, градостроительстве,
науках об образовании и в других общественных науках, соединился с либертарной
философией, дав жизнь новым формам отношений между людьми, жизни, чувств и
мышления. Питание, гигиена и здравоохранение, нудизм, эсперанто, семья,
рациональная школа, природа, город-сад и т.д., – все это составляло ныне
забытую либертарную культуру, которая не погрязала в традициях, религиях и
исторических обычаях, не имеющих в себе ничего революционного или народного.
Бездарность сегодняшних активистов и приход
оппортунистов в движение, ослабевшее уже с середины 20-го века, ответственны за
многие сказанные и все еще говоримые глупости. Они ответственны за патетическую
картину либертарного движения, неспособного собрать культурный багаж, умение и
ценности, оставленные нам нашими товарищами.
Анархист прошлого счел бы глупостью уловки анархо-индепендентистов
(сторонников независимости народов или территорий, – прим. перевод.) или
ситуацию, если CNT в одном регионе повела бы кампанию в пользу того или иного
языка, борясь с другим, подчеркивая мнимую воображаемую границу, требуя
территории и возмещения мнимых исторических обид.
Разве нам следует обращать внимание на этот конфликт
между централистскими и периферийными хамами, становясь на сторону тех или
других? Фрейдовскому конфликту, выдвигаемому национализмом, нет места в
либертарном движении. Если в Галисии, Стране басков и Каталонии сегодня говорят
в большинстве своем на двух языках, мы не должны требовать, чтобы разговаривали
только на одном, или отказываться в нашей пропаганде от использования одного из
двух, опираясь на мнимые историко-территориальные права. Ведь анархисты ведут
речь об идеале в сфере этики, свободы, позитивных прав и обязанностей человека,
о том сегодняшнем, что может быть перенесено в новое будущее общество, – а не
об идеале, закрепленном в повиновении и восторгах по поводу традиций и
устаревшего фольклора, по поводу языков, «образующих родину». Анархизм не
поощряет национальную гордость – он продвигает вперед новое, поистине
человеческое сообщество, являющееся носителем новых ценностей.
Мы, люди, – не инструменты на службе у кого-либо или
чего-либо, навязанного нам, высшего по отношению к нам и не подвластного нашим
решениям, нашей сегодняшней реальности (именно из нее растут наши корни).
Разговоры о чистых, сталкивающихся с незапамятных времен культурных
идентичностях, коими нам следует гордиться, радикально противоположны
либертарному делу. Не говоря уже о том, что они совершенно ложны и по-детски
несерьезны. Что изображают эти идентичности? Что в них позитивного? Да
существуют ли они вообще, на самом деле?
Вступая в языковую войну на стороне «централистов» или
«периферийников», мы вступаем в войну воображаемых территориальных
идентичностей. Так нас поглощает политический идеал, не имеющий ничего общего с
нашей либертарной идентичностью, на вершине которой стоит человеческое
достоинство, а не территория, исторически очерченная ее правителями (или такая,
которую желают очертить). Если сегодня в Галисии, Стране басков или Каталонии
говорят на двух языках, то это не имеет большого значения для подавляющего
большинства людей, живущих бок о бок друг с другом. А тот, кто хочет внести
этот вопрос в либертарное движение – тот стремится совсем к другим вещам, что
бы он там ни говорил...
Моя
семья – все человечество, а моя родина – весь мир... Это не романтическая
фраза, это программа будущего. И я не собираюсь пятиться назад, чтобы
отыскивать в прошлом мнимый золотой век утраченной чистоты, о котором говорил,
но в который сам не верил Жан-Жак Руссо.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"