"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Теория
революции Шмуэля Эйзенштадта
Шмуэль Ной
Эйзенштадт –
израильский социолог, экспертный теоретик в области проблем модернизации,
революций и развития цивилизаций. Множество его работ посвящено вычленению и
анализу проблематики социальной революции.
Особое внимание в его работах
уделяется условиям и историческим обстоятельствам, в которых происходят
революции и революционные преобразования. С этой целью он рассматривает
"базисы, присущие великим цивилизациям, специфику формирования антиномий в
европейском опыте и их трансформацию в великих революциях". Ш. Эйзенштадта
в большей степени интересуют "современные революции", к которым он
относит Нидерландскую, Французскую, Английскую, Американскую. Кроме того, он
выделяет в качестве объектов "позднесовременные революции": русскую революцию 1917 г., европейские
революции 1848 г., Парижскую коммуну 1870-1871гг., китайскую революцию
1911-1948 гг., революции в Турции, Вьетнаме, Югославии.
Революции, по мнению Ш. Эйзенштадта,
имеют существенные отличия от иных действий, связанных с протестным поведением
и конфликтами интересов: широкий диапазон деятельности протестных движений, их
интенсивность и коалиционность их проявлений, борьба элит, выраженная
идейность, структурированность. В результате революций сформировались следующие
культурные ориентации, имевшие затем глубокое влияние на современность:
1. соотнесение настоящего с будущим;
2. подчеркивание коллективного начала
и социальной справедливости;
3. построение нового общества на
основе новой базовой культурной модели;
4. подчеркивание возможности
активного участия социальных групп в формировании нового социального и
культурного порядка;
5. универсалистская ориентация,
отрицающая политические и национальные границы, но, в то же время,
воспроизводящая социальный порядок в определенных границах.
Эйзенштадт полагает, что возрастающую
роль в формировании лидерства играют особые культурные группы – интеллигенция и
политические активисты, носители гностических представлений о религиозных
иерархиях или секулярных версиях этих иерархий. Великие революции повлияли на
сознание современных обществ, сформировали особую символику и эстетику. Именно
революции Нового времени, по его мнению, сформировали образ "чистой революции",
отличительными чертами которой являются связь между движениями протеста и
вовлечение этих движений в политическую борьбу; характер их базовой символики,
ее структурное выражение; специфические последствия революционных действий. Эти
революции структурировались как действия коалиций и контркоалиций элит: "в
революционные коалиции вступали экономические, политические элиты первого и
второго плана, выразители солидарности разного рода общностей, идеологи моделей
культурного порядка"; в ходе революции имело место сочетание движений
протеста и движений институциализации политического процесса.
Таким образом, Ш. Эйзенштадт выделяет
четыре базовых компонента образа революций: разрыв с прошлым, принципы
справедливого распределения, приобщение к макросоциальным и культурным ценностям
высшего порядка, образы авторитета, социальной иерархии и классовой борьбы.
Изменения в символах и порядке легитимации, составе правящего класса, основах
доступа к центру, отношениях между центром и периферией привели к изменениям в
структуре общественного строя в целом: широкие слои населения начали стремиться
к приобщению к формированию новой символики и институтов общества, изменился
макросоциальный и культурный миропорядок, социополитические системы приобрели
способность к расширению. Это провоцировалось как ожиданиями со стороны элит,
ожиданиями экономического развития и модернизации, так и требования социальными
группами возможностей более активного участия в политическом процессе.
Последнее вело к росту политических требований и расширению диапазона каналов
доступа к ресурсам, а, следовательно, влияния на центр групп интересов,
социальных движений, общественного мнения, партий.
Рассматривая условия, специфические
черты и результаты революций, Эйзенштадт выделяет внешние и внутренние факторы
их развития. К внешним факторам он относит войны, соперничество между
государствами, воздействие формирующих экономических и политических
международных систем. К внутренним факторам он относит формирование элит с выраженным
политическим самосознанием, или иных социальных сил, что связано с
экономическими условиями: расширением рынков, технологическими инновациями,
формированием новых способов производства, или с идеологическими условиями.
Кроме того, имеют место и связующие факторы, к которым исследователь относит
обострение борьбы между элитами и внутри элит и, как выражение этого, массовые
народные восстания; рост интеллектуальных и религиозных движений.
В связи с этим Ш. Эйзенштадт
предлагает типичную схему анализа участников такой борьбы:
·
традиционные, но потенциально
способные к модернизации монархии с сильными абсолютистскими тенденциями;
·
группы крупных и средних
землевладельцев и городских слоев, развивающиеся в русле капиталистического
рынка;
·
разнородные группы крестьянства,
имеющие как потери, так и выгоды от новых экономических условий;
·
традиционные городские группы и
пролетариат;
·
интеллектуальные и религиозные секты
и движения;
·
институциональные организаторы, в
т.ч. новые политические элиты.
Эйзенштадт уделяет особое внимание
специфике революций в отдельных странах. Рассмотрим его анализ российской
революции.
По его мнению, Россия обладала
максимально монолитным центром со слабыми связями элит второго плана, а также
между ними и социальными движениями, социальными группами. Центр, будучи
полностью автономным, пресекал попытки доступа к нему любых крупных социальных
общностей, полностью контролируя ресурсы. В силу столь высокой разобщенности
они вступали в противоречие с центростремительными ориентациями элит второго
плана. Не имея отношений солидарности с социальными группами и слоями, эти
стремления практически не могли быть реализованы в ходе революционных
трансформаций: изменение символических ориентаций и принципов легитимации и
уничтожение правящего класса привели к образованию новой общественной иерархии.
В России нижние слои (в частности, крестьянство) лишились экономической базы в
ходе революции, утратив контроль над ресурсами. В силу высокой степени контроля
над ресурсами "постреволюционный
центр постоянно проводил мобилизацию периферии, не позволяя ей создавать
автономные организации и следуя в таких ограничениях традиционному
образцу".
Эйзенштадт считает, что образцы
структурных изменений и революционных движений постиндустриальных обществ имеют
существенные отличия. Рост уровня жизни, технические достижения и изменения
принципов распределения ресурсов привели к институционализации революционных принципов
и классовой символики. Ссылаясь на работы К.
Оффе, К. Майера и В. Мюллера, Ш. Эйзенштадт выявляет основное противоречие
таких обществ: противоречие между обобществлением труда и частным присвоением
прибавочной стоимости сочетается с обобществлением экономического сектора в
целом в силу постоянного вмешательства государства. Рост роли государства как
агента распределения ресурсов приводит к росту обособленных статусных групп,
деполитизации классовой борьбы, дроблению элит и росту коалиционности, что
приводит к ослаблению предпосылок "полноценной революционной
ситуации": революции заменены бунтами и образ "чистой революции"
уходит в прошлое. Такие изменения Ш. Эйзенштадт трактует как сдвиг в основаниях
современной цивилизации.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"