"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Мюррей Букчин
Анархия и организация. Письмо «левым»
Мюррей Букчин
Анархия и организация. Письмо «левым»
Существует древний
миф, согласно которому анархисты не верят в способность организаций
стать проводниками революционной деятельности. Он был поднят Maркузе в интервью L’Express
несколько месяцев назад и вновь озвучен Хью Ньютоном в его работе “В защиту Самозащиты”, которую NEW LEFT NOTES решили переиздать
в недавнем выпуске National
Convention. Спорить по вопросу: “организация”
или “неорганизация” нелепо; эта
проблема никогда не была предметом спора для серьезных анархистов,
возможно, кроме как для тех одиноких “индивидуалистов”,
чья идеология основана в большей мере на радикальном варианте
классического либерализма, нежели на анархизме. Да, анархисты верят
в организации — в национальные организации, в международные
организации. Анархистские же организации, в свою очередь, ранжируются
от обособленных, высоко децентрализованных групп, до целых движений,
насчитывающих тысячи сторонников (как,
например, испанская FAI).
Перед нами стоит
не вопрос выбора “организация” или
“неорганизация”, а скорее вопрос формы этой организации.
У различных анархистских организаций есть одна общая черта — они
по своей сути спонтанно развиваются “снизу”,
вместо того чтобы их конструировали “сверху”.
Это — социальные движения, сочетающие в себе творческий революционный
образ жизни с созидательной революционной теорией,
а не политические партии, чье существование неотделимо
от окружающей буржуазной среды, а вся идеология сокращена
до непоколебимых испытанных и проверенных программ. Они пытаются
сделать все возможное, чтобы построить свободное общество, без рабского
подражания системе превалирования иерархии, класса, и власти в целом.
Эти движения образуются вокруг близких групп братьев и сестер, чья
способность действовать обычно базируется на инициативе, свободных
убеждениях, и глубокой личной вовлеченности,
а не на бюрократическом аппарате, реализованном в покорном
членстве и управляемым горсткой всезнающих “лидеров”.
Я не знаю, кого
Хью имеет в виду, говоря об “анархистах”,
которые верят, что “индивидуальное
самовыражение” — это все что нужно для достижения свободы. Может быть Тима Лери? Или Аллена Гинзберга? Или “Битлз”?
И при этом мне не ясно, где Хью раздобыл факты о французском
восстании в мае-июне. “Коммунистическая и другие прогрессивные
французские левые партии” не просто “плелись позади толпы”, как утверждает
Хью; эти “дисциплинированные” и “централизованные” организации любыми
способами пытались препятствовать революции и перенаправить ее
в традиционное парламентское русло. Даже “дисциплинированная”, “централизованная” троцкистская FER
и маоистские группы оказывали сопротивление революционным представителям
студенчества как “ультралевым”,
“авантюристским”, и “утопическим” вплоть до первых уличных боев
в мае. Характерно, что большинство “дисциплинированных”,
“централизованных” левых организаций Франции также отвратительно волочилось
позади событий, а в случае “Коммунистической
и прогрессивных партий” — и вовсе бесстыдно выдавали
студентов и рабочих системе.
Я нахожу любопытным,
что, Хью, обвиняя французские сталинистские группы в пассивности,
возлагает на анархистов и Дэнни
Кон-Бендита ответственность за людей, “вынужденных возвратиться к Де Голлю”. Я посетил Францию
вскоре после восстания, и я могу без труда доказать, как решительно Дэнни
Кон Бендит, “Движение 22 марта” и анархисты пытались взамен
правительству Де Голля разработать
собственные формы собраний и комитеты действий, что и реализовалось
в “структурной программе”
(в действительности же, вышедшей далеко за рамки простой “программы”).
Я мог бы также весьма ясно описать, как они пытались убедить рабочих
продолжать удерживать фабрики и устанавливали прямые экономические
отношения с крестьянами: короче говоря, как они пробовали заменить
французскую политическую и экономическую структуру созидательными,
жизнеспособными революционными формами. Именно здесь они постоянно
наталкивались на преграды со стороны “дисциплинированных”,
“централизованных” французских партий левого толка, в том числе
и множества троцкистских и маоистских сект.
Существует также
и другой миф, который должен быть развеян — он заключается
в том, что социальные революции были проведены строго дисциплинированными
лицами, под высоко централизованным руководством. Все великие социальные
революции — результат глубинных исторических сил и противоречий,
в которые революционеры и их организации вносят очень небольшой
вклад. Сами же революции вспыхивают спонтанно. “Самая правильная партия” обычно остается в стороне
от этих событий — и, только если восстание заканчивается
победой, она принимает на себя командование и управление,
и неизменно извращает достигнутые результаты. Кроме того, когда революция
достигнет своего реального пика, будет ли эта “выдающаяся партия”
воссоздавать другую систему иерархии, контроля и власти в своей
священной миссии “защитить революцию”,
или она растворится в революции вместе с иерархией, господством
и властью как таковой? Если каталитическая функция революционной
организации выполнена, она либо растворяется в народных формах
общественного устройства, созданных революцией, либо становится проводником
через который пережитки прошлого вносятся в революцию, самодостаточным организмом,
государственной машиной, которая сохраняет все отжившие условия для
собственного существования.
Надумано также
и утверждение о том, что якобы сильно “централизованная”
и “дисциплинированная” партия способствует успеху революции. Большевики
были расколоты, раздроблены и пронизаны фракционной борьбой с октября
1917 до марта 1921. Как ни странно, Ленин сумел полностью централизовать и дисциплинировать свою
партию только после того, как последние части Белой армии были вытеснены
из России. И все это происходило на фоне бесконечных
предательств иерархических, “дисциплинированных”, высоко “централизованных”
левых партий. Они непреклонно исходили из факта, что каждая организация
(какой бы революционной ни была ее риторика, и какими бы благими
ни были ее цели), структурно моделирующая себя по прообразу той
системы, которую она стремится свергнуть, ассимилируется и разрушается
буржуазными отношениями.
Несомненно,
существуют проблемы, которые могут быть разрешены только в рамках
комитетов, координации, и высокого уровня самодисциплины. Для анархистов
деятельность таких комитетов должна быть сведена к решению практических
задач (ради чего они и существуют), и они должны исчезнуть, как
только их цели будут достигнуты. Координация и самодисциплина должны быть
достигнуты добровольно, на основании высокого морального
и интеллектуального уровня революционера. Не нужно отождествлять
понятие “революционер” с бездушным роботом, продуктом авторитарной
подготовки, манипулируемым агентом, чьи личные качества, особенности характера
и мировоззрение являются совершенно чуждыми, более того, резко
противоположными любому обществу, которое могло бы хоть с натяжкой
быть названо свободным.
Любой серьезный
анархист, конечно, согласится с заявлением Хью относительно “необходимости замены империалистических
структур организованными группами”. Мы должны действовать вместе, если это
возможно. Мы должны также отдавать себе отчет в том, что
в Соединенных Штатах, центре мирового империализма сегодня, экономика
и технологии развиты настолько, что это почти за одну ночь может
снять все проблемы, ради решения которых, согласно Марксу, и необходимо
государство. Было бы ужасной ошибкой оценивать экономику потенциального
изобилия и компьютеризацию производства с теоретических позиций,
которые укоренились еще в технологическую эру угля, неразвитых механизмов,
долгих часов тяжелого труда и материального недостатка. Сейчас настало
время прекратить попытки учиться на примерах Китая Мао и Кубы Ф.
Кастро — и посмотреть на экономическую действительность,
находящуюся прямо у нас под носом, чтобы насладиться, как вскоре
американский буржуазный колосс будет опрокинут, и его ресурсы будут
поставлены на служение человечеству.
Мюррей Букчин,
(перевод – “Столетний дождь”)
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"