"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Слово о Кропоткине
Вступительное слово при
открытии конференции 9 декабря
Леонид Иванович Абалкин
Слово о Кропоткине
Вступительное слово при
открытии конференции 9 декабря 1992
г .
В наше трудное, неустроенное время
мысль постоянно возвращается к тревожным раздумьям о прошлом,
настоящем и будущем России. Она не дает покоя и сегодня, когда
отмечается 150-летие со дня рождения П.А.Кропоткина.
Вся его жизнь, его искания
и свершения воспринимаются (и не могут не восприниматься),
преломляясь через прожитые страной революционные бури, социальные перемены,
трагедии и утраченные идеалы. Обращаясь к истокам, к глубинным
корням современных проблем, мы пытаемся найти в прошлом смысл
происходящего с нами сегодня, обрести надежду.
Прикосновение к памяти
П.А.Кропоткина, к его жизни и творчеству дает мощный заряд бодрости
и оптимизма. Это был великий сын России, хотя и вынужденный судьбой
и обстоятельствами провести большую часть своей жизни за ее
пределами. Но он был духовно и нравственно связан с ней, жил ее
заботами и тревогами и немало сделал для того, чтобы вызвать уважение
к своей матери.
Участие в нынешней конференции ученых
из США и Японии, Великобритании и Нидерландов, Югославии
и Израиля, Украины и Казахстана — это признание выдающихся
заслуг П.А.Кропоткина и, одновременно, дань уважения его Родине.
П.А.Кропоткин занимает выдающееся место
среди величайших ученых, революционных и общественных деятелей
не только России, но и мира. Трудно более точно определить род
занятий этого многогранного мыслителя-энциклопедиста. Но, думается, одно
бесспорно — он был великим гуманистом, целиком посвятившим себя народу
России, освобождению труда. Именно эта гражданственность, органически присущая
российскому интеллигенту жертвенность, помогли ему пережить свою величайшую
драму — отказ от блестящей карьеры ученого в обмен
на полную невзгод и волнений жизнь революционного борца
за счастье народа, — служили путеводной звездой на протяжении
всей последующей жизни.
И именно эта высочайшая
гражданственность вызывает искреннее и всеобщее уважение
к П.А.Кропоткину, независимо от того, разделяют ли люди его
философские взгляды и революционные убеждения, или нет.
Когда размышляешь о жизненном пути
П.А.Кропоткина, то поражаешься его историческому масштабу. Вполне зрелым
и сложившимся человеком он встречает отмену столь ненавистного ему
крепостного права, а на склоне своих лет видит пламя гражданской
войны в России и сюрпризы «военного коммунизма». А сколько
других событий — достаточно назвать хотя бы Парижскую коммуну
и гражданскую войну в США, три русских революции и первую мировую
войну — умещается на этом жизненном пути! И каждое из них
требует обдумывания, каждое рождает новые мысли и сомнения, оставляет
зарубки на сердце.
Уникальность фигуры П.А.Кропоткина
и самобытность его воззрений состоит в том, что он не умещается
в хрестоматийную классификацию русских революционеров. Дворянин,
принадлежащий к знатному княжескому роду, выпускник Пажеского корпуса, он
ведет пропагандистскую работу среди рабочих, а по образу жизни
напоминает типичного разночинца. Среди его знакомых и друзей — многие
видные деятели европейской науки и культуры, участники Парижской коммуны
и члены Юрской федерации I Интернационала, «чайковцы» и другие
представители российского революционного подполья. Он переписывается
и лично встречается с В.И.Лениным. И при всем этом постоянно
остается самим собой — человеком со стойкими взглядами
и независимыми убеждениями, с безграничной верой в торжество
разума и справедливости.
В неменьшей степени каждого, кто
знакомится с жизнью и деятельностью П.А.Кропоткина, поражают широта
его научных интересов, глубина проникновения в исследуемую область,
способность генерировать новые идеи. В области геологии и географии
им высказаны оригинальные мысли о строении Азиатского материка,
о ледниковом периоде и о высыхании Евразии. Он теоретически
предвосхитил открытие островов, получивших впоследствии название земли
Франца-Иосифа.
Причем его геологические
и географические наблюдения удивительным образом сочетались с его
общественными начинаниями. Здесь достаточно упомянуть о том, как
установление геологического родства Сибири и Канады дало толчок — при
посредничестве Л.Н.Толстого — переселению духоборов.
Перу П.А.Кропоткина принадлежит
и одна из лучших книг об истории Великой французской революции.
В предисловии к этому труду он специально подчеркнул, что
ко времени его создания «изучение экономического характера революции,
и в особенности столкновений, происходивших на почве
экономической, едва только начато», и что «без такого изучения
политическая история революции остается неполною и даже очень часто
совершенно непонятою». Изучение именно этой стороны французской революции
составляет бесспорную заслугу П.А.Кропоткина, что, несомненно, находится
в органическом единстве с его позитивной социалистической программой.
Историческая наука признает и его выдающийся вклад в изучение роли
секций (коммун) на всех этапах революции.
Более сложно оценить его социологические
воззрения, метод исследования, концепцию анархо-коммунизма. Здесь очень опасно
поддаться юбилейному настроению и, в еще большей степени, пытаться
судить о деятелях прошлого с современных позиций. Наше главное
отличие от них в том, что мы знаем результаты развивавшихся
исторических процессов, они же были лишены этой возможности. Они этого,
как говорится, «не проходили». К тому же, если
не признавать однозаданности и фатализма общественных процессов, эти
результаты могли быть во многом иными.
Для оценки любой исторической личности
нужно перенестись в соответствующую эпоху, осознать дух времени. Только
тогда станет возможным почувствовать ее масштаб, глубину и кругозор
мышления, освободиться от высокомерного отношения к своим предкам.
Многое станет более понятным и в современном мире идей
и общественных движений, которые возникли отнюдь не сами по себе,
а уходят глубокими корнями в прошлое.
Время, в которое жил и творил
П.А. Кропоткин, было эпохой острейших социальных противоречий
и конфликтов. Назревал один из глубочайших надломов в развитии
человеческой цивилизации. Жизнь властно требовала выхода из мира несправедливости
и зла, насилия и жестокости. Лучшие мыслители той эпохи, оставившие
свой след в истории, искали пути выхода к иной жизни. Их научное
и нравственное величие определяется тем, насколько остро они воспринимали
потребность в переменах и насколько искренни были в предлагаемых
решениях.
Вообще связь науки, в том числе
естественных наук, с социальными переменами в обществе является более
тесной, чем это обычно представляется. Именно П.А.Кропоткин сумел выявить
и показать эту связь в своей книге «Современная наука
и анархия». Отмечая научные успехи, которые были спрессованы
в короткий промежуток 1856-1862 годов и которые «внезапно расширили
горизонт науки и подняли уровень миросозерцания каждого образованного
человека», он доказал их прямую связь с предшествующими революционными событиями
в Европе. Он подчеркивал, что после революции 1848 г . Ч.Дарвин
и А.Уоллес осмелились утверждать то, за что еще сравнительно недавно
грозили тюрьма, пытка или сумашедший дом. И дело не в том, что
ученые боялись чего-то, а в том, что изменился сам дух времени,
настрой мысли.
Выдвинутая П.А.Кропоткиным задача
осмысления всеобщности мира на основе единой философии весьма созвучна
современным идеям и представлениям о космической ценности жизни. Хотя
трудно согласиться (даже по меркам той эпохи) с предложенным им
механистическим или индуктивно-дедуктивным методом исследования, который
игнорировал качественный скачок при переходе от изучения природы
к анализу социальных явлений и толкал на путь «суммы примеров»,
быть может, ярких и убедительных, но не способных схватить
именно целостную картину мира.
Думается, что до настоящего времени
еще не оценены в должной мере эвристическая и социальная
значимость предложенного Кропоткиным принципа взаимопомощи. И речь идет,
разумеется, не о первых, может быть, наивных попытках ее обоснования,
а о глубоком внутреннем ее смысле. О том, что взаимная помощь,
рожденная могучим социальным инстинктом, является для каждого вида орудием
борьбы с враждебными силами природы, с другими враждебными видами
и, наконец, главным орудием прогрессивного развития, без чего сам прогресс
как таковой становится просто невозможным.
И может быть, сегодня, в эпоху
глубоких перемен в развитии цивилизации, мучительных раздумий
о судьбах России, надо вернуться к этим мыслям. Вернуться как
к гениальной догадке (гипотезе), проверить ее на новом историческом
материале и с помощью строгих мерок научного суда. И осознать,
что все люди — независимо от их социального положения, национальных
и религиозных различий — принадлежат к одному виду и должны
действовать по законам общественного согласия и взаимопомощи. Или,
в противоположном случае... Впрочем, об этом не хочется
ни думать, ни говорить.
Общественный прогресс имеет одним
из самых мощных своих источников накопление кумулятивного эффекта —
завоеваний материальной культуры, эффективных форм организации экономической
жизни, демократических институтов и нравственных ценностей. И любые
призывы к разрушению «до основания», нерасчлененное,
недифференцированное отношение к историческому прошлому пагубны для общества,
способны не только задержать его развитие, но и отбросить назад.
И приходится с большим сожалением, но истины ради говорить
о том, что анархо-коммунизм не избежал подобных призывов.
И, наконец, о тех идеях
П.А.Кропоткина, которые в самом прямом и строгом смысле актуальны
и современны. Речь идет прежде всего о блестяще развитих
и обоснованных им принципах федерализма, организации муниципального
самоуправления и кооперации. В них достаточно зримо выступает одно
из магистральных направлений современного прогресса — социализация
общественной жизни во всем многообразии форм ее проявления.
Дальнейшая разработка этого круга проблем,
столь актуальная для современного обществоведения, должна опираться
на богатейшие заделы мировой и отечественной науки. Неоценимую помощь
здесь может оказать и обращение к теоретическому наследию Петра
Алексеевича Кропоткина.
Ему принадлежат прекрасные слова:
«В истории всякого народа неизбежно наступает когда-нибудь такое время,
что глубокое, существенное изменение во всем мире его жизни становится
неизбежным». Тогда народ, чтобы собраться с силами и в поиске
поддержки нравственного духа, обращается к своей исторической памяти,
взывает к своим великим предкам. И они приходят, умножая рать борцов
за обновление общества».
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"