Пас Абель Тайна останков Дуррути

"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"


Пас Абель


Тайна останков Дуррути


Антонио де Сенильоса, депутат от демократической коалиции, предложил в Конгрессе депутатов проект резолюции, предлагавшей возвратить Женералитату Каталонии документы, изъятые во время гражданской войны и находившиеся в архиве Сан-Амбросио в Саламанке. Проект вроде бы получил поддержку министра культуры Рикардо де ла Сьервы, которому приписывают следующие слова: «Я могу пообещать, что эта часть истории Каталонии как можно скорее найдет свое обиталище в Каталонии». На основании этого заявления можно было бы предположить, что развернулся процесс возвращения истории, подлинной истории. Но история спрятана не только в архивах Саламанки, но и во многих местах Испании и особенно в Барселоне, на кладбище к юго-востоку от каталонской столицы.
Стереть историю
Начнем с того, что попытаемся расставить все по своим местам и зададим вопрос рехидорам (членам муниципального совета) и особенно мэру Нарсису Серра из муниципалитета Барселоны: что нужно сделать, чтобы выяснить, где находятся останки Буэнавентуры Дуррути и Франсиско Aскасо, временно захороненные, соответственно, 22 ноября 1936 в малой могиле № 69 по Виа Сан-Хуан Баутиста, на девятом участке, и 21 июля 1936 года в арендованной нише № 3344, на 4-м ярусе, по Син-Виа. Также зададимся вопросом, почему отсутствует тысяча ниш по Виа Сан-Олегарио, на 5-м участке. Нумерация идет с номера 1 по 4999 и затем сразу переходит к № 6000. И такое вот совпадение: Доминго Aскасо Абадиа, погибший во время майских событий 1937 года, - по словам Администрации кладбища и согласно предоставленной ей информации, - был похоронен в нише № 5817. Что следует предположить? Что эти ниши улетучились в результате какой-нибудь сделки? Или их уничтожение имеет отношение к технике забвения памяти, призванной чтобы стереть историю?
Эта история стоит того, чтобы восстановить историю: давайте рассмотрим факты, на которых основываются эти вопросы. Когда 22 ноября 1936 года хоронили Дуррути, его тело захоронили в могиле № 69, о чем мы уже упоминали. Могила эта пустовала с 1905 года и к тому времени была возвращена муниципалитету Барселоны, следовательно, относилась к его имуществу. Потом владельцами на неограниченный срок становятся антифашистские милиции Каталонии, что означает, что городские власти уступили ее им. Вполне логично, что в тот момент CNT и FAI, представлявшие барселонский рабочий класс, произвели окончательное захоронение Дуррути и Aскасо в мавзолее, посвященном памяти обоих.
Мавзолей был открыт в ноябре 1937 года, и к упомянутым двоим символически присоединили Франсиско Феррера-и-Гуардиа, расстрелянного во рву Монжуик 13 октября 1909 года. Барселонская "Солидаридад Обрера" в своем номере от 23 ноября 1937 года рассказала о траурном шествии памяти Дуррути вокруг его могилы. Фотография воспроизводит не могилу №69, а мавзолей. И та же газета от 22 ноября 1938 года упоминает о проведении второго митинга памяти. Журнал "Умбраль" ("Порог") в номере за 30 ноября 1938 года посвятил этому событию две страницы и напечатал несколько фотографий: Гарсиа Оливер и Рикардо Санс (последний был подполковником и на тот момент командиром 26-й дивизии, бывшей колонны Дуррути), обращаются к собравшимся вокруг мавзолея, стоя спиной к морю на эспланаде Равенства тогдашнего гражданского кладбища, которое сегодня называется протестантским участком Виа Сан-Карлос.
Неразбериха с мавзолеями
На одной из фотографий, как это видно по воспроизведению документа, видна гора венков с надписью: "Дуррути от 28 дивизии, 20-11-1938", опирающаяся на треугольную стену, вероятно, из того же материала, из которого строят современные надгробия. На ней наверняка была какая-то надпись в память о трех людях, чья память была там увековечена. Сегодня, как может увидеть любой посетитель, этого треугольника не существует, а три могилы анонимны. Ясно, что треугольник был уничтожен по приказу военных или гражданских властей, после того как город Барселона был занят 26 января 1939 года силами противника.
В 1966 году пришло сообщение о том, что после изучения, проведенного касательно могилы Дуррути, в Администрации кладбища можно было обнаружить письмо с приказом "убрать с могил политиков или рабочих лидеров, особенно Дуррути, всякие признаки, которые могут привлечь внимание людей". Рекомендовалось "поставить агентов наблюдения, чтобы избежать посещения этих могил, и даже задерживать как подозрительных лиц тех, кто спрашивает информацию о месте захоронения упомянутых лидеров". Не тогда ли снесли стену? Надо полагать, что так оно и было. Этой информацией завершается последняя глава моей биографии Дуррути.
Это конец? Нет, возможно, история еще только начинается. Несколько месяцев назад, когда мы еще не посещали могилу Дуррути, мы зашли на Юго-Восточное кладбище и задали его администрации вопрос по поводу конкретных данных о месте, где были захоронены Буэнавентура Дуррути и Франсиско Aскасо. Сотрудник с книгой в руках уже собирался дать нам ответ, когда в кабинет вошел еще один сотрудник и, обращаясь к нам, спросили, чего мы хотим. Сформулировали вопрос еще раз. Он вынул из кармана своего халата бумагу, в которой содержались напечатанные на машинке различные сведения касательно Франсеска Maсиа, Люиса Компаниса, Буэнавентуры Дуррути и Франсиско Aскасо.
Пустые могилы
«Могилы, которые вы ищете, находятся на протестантском участке, на Виа Сан-Карлос, вверх и налево. Три одинаковых могилы, без каких-либо надписей. Но, - добавил он, - в этих могилах нет никаких останков Дуррути, Aскасо и Феррера... Они пустые! Как нелогично!»
Мы спросили: «Если они пустые, почему вы указываете нам на эти могилы?»
«Таковы полученные нами распоряжения», - без колебаний ответил работник.
Мы настаивали: «Где тогда находятся останки покойных?»
«Останки, останки Дуррути?, - сказал он нам. - Мне рассказывали, что их забрала его жена, когда закончилась война...»
Мы полагаем, что это чистейшая легенда. Эмильен Морин, жена Дуррути, вернулась во Францию в 1937 году и с тех пор не приезжала в Испанию вплоть до смерти Франко.
«Есть ли другие данные... о Дуррути и Аскасо?», – продолжали настаивать мы.
«Нет, больше ничего, кроме того, что написано в книге».
Сотрудник на минуту задумался и потом сказал: «То, чем я сегодня с вами занимаюсь, еще несколько лет назад было бы невозможно».
В записях кладбища содержатся следующие данные:
«Франсиско Aскасо, похоронен 21 июля 1936 года в нише номер 3344, 4-й ярус, Син Виа. Владельца не имеет. 8 марта 1940 года перемещен в Общий склеп».
«Буэнавентура Дуррути, похоронен 22 ноября 1936 года в малой могиле, номер 69, Виа Сан-Хуан-Баутиста, девятый участок. Владелец: Милиции Каталонии». Далее в книге регистрации истории этой малой могилы говорится: 15 июля 1947 года (любопытное совпадение: Дуррути родился 14 июля 1896 г.) данная могила была приобретена г-жей Кларой Висенте Боада, никак не фигурирующей в упомянутом акте захоронения. Никаких дальнейших сведений о местонахождении останков Буэнавентуры Дуррути в регистрационных книгах нет.
Попутно отметим еще одно любопытное совпадение: наряду с малой могилой, существует ниша с номером 14 «семьи Алонсо Куэвильяс Карканьо». Карканьо было вымышленным именем, которое Дуррути использовал, когда ему пришлось переехать из Чили в Буэнос-Айрес в 1925 году из-за преследований полиции…
Где же они?
Останки Дуррути, человека, оставшегося легендой даже после его смерти, исчезли: их нет в так называемой официальных могилах кладбища, нет их и в малой могиле после 15 июля 1947 года, когда там была похоронена г-жа Клара Висенте Боада. Итак, где же находятся останки Дуррути? Городской совет Барселоны обладает полномочиями провести открытое расследование, касающееся «тайн кладбища Монжуик», включая, конечно же, братскую могилу, где покоятся безымянные жертвы репрессий... Это также является частью восстановления истории.
Если, как говорится в регистрационной книге, Дуррути был похоронен 22 ноября 1936 года, а затем в той же книге не зерегистровано никаких действий по его перезахоронению – как в случае с Франсиско Аскасо – это означает, что останки Дуррути должны оставаться в малой могиле номер 69. Если это так, почему в этой могиле было разрешено захоронить г-жу Клару Висенте Боада? Одно из двух: либо потому что знали, что гроб пуст, либо потому, что в тот момент тело было извлечено, и в таком случае, куда оно подевалось? Если могила была пуста, это ясно указывает на то, что в ноябре 1937 года оно вместе с телом Aскасо было перевезено в мавзолей. Почему же их нет в мавзолее, как утверждает сотрудник кладбища?




Комментарии