"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Олладий Тудаев
Теория фашизма у Андрэ Горца
В своей знаменитой книге Аudieux au Proletariat. Au dеlа du Socialisme"
(Прощание с пролетариатом. По ту сторону социализма), увидевшей свет в 1980
году, придерживающийся левых взглядов известный французский социолог Андрэ Горц
не занимается проблематикой фашизма как таковой. Он задаётся вопросом: а может ли пролетариат быть революционным
вообще, и что мешает ему, если он может? В ходе развития основной мысли
этой книги, Горц рассматривает многие ловушки на пути мессианского проекта,
взваленного на плечи рабочего класса его же благожелателями. Ловушек
оказывается немало, это и религиозность самого понятия "пролетариат", корни которого Горц усматривает ещё в
гегельянстве, и научно-технический прогресс, превративший силу
рабочих-специалистов в беспомощность "занятых"
"прекарно". Разумеется, он не проходит мимо феномена такого
массового революционного движения как фашизм, обещающего рабочему классу
избавление от напастей капиталистического общества. Экскурс о фашизме в
контексте автономии достаточно интересен, чтобы заняться его рассмотрением
более подробно. Теория Горца довольно далека от
упрощённых марксистских объяснений, мол, фашизм был и является изобретением
крупного капитала с целью отвлечения широких масс от нарастающего
экономического кризиса, опиравшегося на реакционный бунт средних классов,
опасавшихся пролетаризации. Фашистская идеология выражает довольно сложный
комплекс надежд, потребностей и разочарований, источником которых является
система власти в индустриальном обществе. Глубина теории позволяет поставить её
в один ряд с психо-сексуальной теорией Вильгельма
Райха, только на макро-социологическом уровне. Темы фашистской идеологии
присутствуют в том или ином виде во всех слоях капиталистического общества, по
замечанию самого Горца, даже в речах коммунистических лидеров Франции.
Параллели к российскому обществу, да и к российским коммунистическим лидерам,
думаю, сможет провести каждый читатель, добравшись до конца статьи.
Чтобы подобраться к самому
феномену фашизма, Горц предлагает начать издалека, с понятий личной и
функциональной власти. Первая основывается на преимуществе в личных знаниях,
способностях, в частности в способности к убеждению, в харизме. Вторая же –
лишь позицией и функцией в системе общественных институций. Так, например,
специалист располагает властью над необученными рабочими, обладающий знаниями –
над незнающими. Исторический анархо-синдикализм,
рассматриваемый у Горца как движение элиты рабочих специалистов, уверенных в
своей способности управлять предприятием без шефа, привилегированное положение
которого обуславливалось вовсе не его умениями, а обладанием капиталом,
выражает как раз конфликт личной формы власти со второй, функциональной.
Однако, синдикалисты всегда могли договориться с предпринимателями, искренне
заинтересованными в новшествах и в качественной работе. Горц говорит здесь о "героической эпохе капитализма",
о самых началах предпринимательства, когда дело было связано с риском, с
открытиями, когда, например, герр Сименс
ещё работал на своём заводике сам, издумывая и пытаясь реализовать в
производстве новые идеи. Цели такого предприятия вполне могли быть приняты
рабочим персоналом, подкреплённые живым авторитетом предпринимателя. Но такая
власть подразумевает и личную ответственность за все принятые решения,
принимающий решения от своего имени может быть любим или ненавидим в
коллективе, в зависимости от того, сможет ли он "заразить" коллектив.
Спрятаться за внешними неблагоприятными обстоятельствами и чужой волей он
больше не может. Его власть субъективна, именно поэтому подчинённые могут
сомневаться в нём и бороться именно с ним. Личная власть
означает непосредственный конфликт на личном уровне. Перед нами встаёт проблема
легитимации власти. Либерализм, как известно, обещает доступ к руководящим
постам только самым способным. "Что
сделал – такова и твоя ценность", говорит либерализм, "Завтра найдётся ещё более способный,
который потеснит тебя. Отношения власти подвижны и справедливы. Никто не может
удерживаться от успеха успехами своих предшественников". Но нет такой
власти, которая не желала бы утвердиться и перейти в форму привилегии.
Количество властных позиций в конкретном обществе всегда ограниченно, занимая
такую позицию, мы удерживаем других от обладания ей. Практически во
втором-третьем поколении предпринимательства власть (в этом случае на
предприятии, и связанная с этим общественная власть) переставала быть
действительно личным качеством. Она становилась атрибутом взаимозаменяемых
управленцев, которые как раз сидели в шефском кресле. Постепенно, на смену
этому типу предприятий приходит другой, стоящий на более стабильной основе,
который нельзя больше так легко расшатать. Эта основа – анонимность и личное
бессилие. Капиталист был заменён акционерным обществом, предприниматель –
банком, владелец – капиталом и его менеджерами.
В политическом смысле возникло то, что американцы называют Machine, а британцы Establishment,
где власть институционализировалась и прилепляется к обладателям постов, от
личных качеств которых уже ничего не зависит. Машина работает стабильно, не
подвергаясь влиянию отдельных индивидов у рычагов управления. Политический
аппарат гарантирует власть над населением, не разрешая личностям играть во
власти большую роль.
Итак, власть более не создаётся
лично, а получается при занятии определённой властной позиции. Не люди обладают
властью, а власть обладает людьми, утверждает Горц. Искатели приключений,
покорители, открыватели, настоящие предприниматели больше не востребованы,
успешен тот, кто в своей карьере освоил то качества, которых ожидает от него
его место.
Важное место занимает в такой системе бюрократ. Он охраняет
государственную власть или власть на предприятии, в действительности ей не
обладая. Он действует согласно предписаниям и заботится, таким образом, о
функционировании аппарата в целом. Бюрократическая власть не-субъективна,
бюрократы – исполнители и служители, как винтики в механизме, отказываются от
личной власти и ответственности. Они вполне честно могут сказать, что делают не
то, что хотят, а выполняют приказы. Однако, конечный личностный источник этих
приказов найти невозможно, который сказал бы: "Это мои приказы". Хотя общество остаётся классовым,
отдельные личности правящего класса не правят и даже бессильны.
"Твои освободители убеждают тебя в том, что твои угнетатели - это
кайзер Вильгельм, царь Николай, папа Григорий XXVIII,
Морган, Круп и Форд. А кто твои освободители? Муссолини, Наполеон, Гитлер и
Сталин".
В. Райх, Посмотри на себя, маленький
человек! М. 1997.
Как уже было сказано, субъект
власти отсутствует, именно поэтому массы начинают требовать некоего суверена,
которого они могли бы призвать к ответу в случае недовольства (они, например,
атакуют или хвалят лично
Буша в
США или лично
Путина в
России соответственно). Массы ждут спасения от реального суверена и его
реальных поступков. Тоска по решительному суверену не является специфичной
только для среднего класса. Когда массы не обладают теоретическим и
практическим инструментарием, чтобы подвергнуть сомнению и деконструкции
институты власти вообще, они ищут прибежища в личной власти. Новые носители
личной власти могут появляться во времена экономических кризисов, когда
исчезают возможности социальной самореализации и при появлении харизматических
личностей. Тогда массы спонтанно переплавляют фашистскую тематику (которая, как
было сказано выше, присутствует в обществе всегда) и свой общественный опыт в
новое радикальное политическое движение. Новый вождь должен сказать: "Я так желаю, решаю, объявляю!"
Эти самым он освобождает свой народ из серийной беспомощности. Вождь становится
на фоне безличных бюрократов и отказа от ответственности Великой Личностью,
осмеливающейся сказать "Я". Он отвечает за свои решения
лично. Ответственных в бедах он называет тоже: боязливых мелких буржуа,
плутократов, космополитов, масонов, купленных капиталистами безвольных
политиков, евреев, плетущих за кулисами заговоры, создающих протекционную
систему, несправедливую монополию на власть и ставящих свои мелочные интересы
над интересами нации. Планы вождей обычно грандиозны, но под ними просыпается
народ, замороченный процессами в обществе, которых никто не хотел и за которые
никто не отвечал. Отныне история подчиняется Его воле. В следовании воле
вождя массы надеются обрести вновь свои человечность и достоинство. Фашизм
использует в своих целях потребности, произведённые анонимной бюрократией и
бессилием всех и каждого, но не может удовлетворить их.
"Когда-то твои угнетатели происходили из высших слоёв общества, но
теперь, они выходят из твоего собственного окружения. Они даже меньше, чем ты
сам, маленький человек. Они и должны быть по-настоящему маленькими, маленькими
до такой степени, чтобы самостоятельно осознать, какое жалкое существование они
влачат, а затем, опираясь на собственный опыт, угнетать тебя, но уже более
жестоко и изощрённо".
В. Райх, Посмотри на себя, маленький
человек! М. 1997
Следующий пункт кажется нам очень
важным: Горц утверждает, что фашизм предполагает наличие вождя, связанного с
массами, одновременно являющегося "великой
личностью" и плебеем. Такая фигура должна воплощать в себе
одновременно "величие
государства" и обретшую силы личность "маленького человека". В отсутствии такой личности во
Франции на кануне Второй мировой войны Горц видит причину неудачи французского
фашизма, не смотря на то, что французский фашизм был очень разнообразен в своих
проявлениях и имел значительный социальный базис. Представители французского
фашизма были либо плебеями, но не "великими
людьми", либо наоборот. Если такой фигуры нет, то, по мнению Горца,
говорить можно о полицейском государстве, о военной диктатуре, республиканской
монархии, но не о фашизме. В фашизме главное – идентификация вождя с народом.
Его власть покоится на позволении народа, он – выражение народной воли, это его
роль. Фашизм объявляет войну функциональной власти; отныне пути к власти
открыты сильнейшим и способнейшим. Снова должна личность создавать ореол
власти, а не наоборот. Государство становится снова иерархией личностей, их
способностей. Вскарабкаться по служебной лестнице при помощи знакомств и
договоров более не должно быть возможным. Иерархии должны совпадать с людьми,
располагающимися в них. Процветают различные награды и униформы, столь любимые
маленькими людьми, и спорт, т.к. физическая сила – это нечто, поддающееся
измерению, несомненное, недвусмысленное в измерении ценности отдельного
человека. Власть происходит из человека,
а не из его социальных связей или положения. От вождей, больших и поменьше,
ожидается обладание личной, физической силой, жизненными качествами. Хотя бы
для видимости. Фашизм отрицает парламент и партии, как известно, чтобы между
вождём и массами не было посредников, но есть и другая причина: он устраняет
буржуазные партии как отражения функционального государства, т.к. партии
пытаются лишь продвинуть своих кандидатов на уже имеющиеся государственные
посты и функции.
"Ты позволяешь власть имущим требовать власти для "маленького
человека". Но сам ты при этом молчишь. Ты помогаешь сильным обрести ещё
большую власть или позволяешь слабым и зловредным людям представлять твои
интересы. Когда ты понимаешь, что оказался в дураках, оказывается слишком
поздно"
В. Райх, Посмотри на себя, маленький
человек! М. 1997
Радикальная замена общества
функциональной власти на общество, пронизанное единой волей – проект, требующий
полнейшего изменения общественных институций, перекликающийся в некоторых
пунктах с социалистическим проектом. Предполагалось бы, разумеется, изменение
производственной системы и расчленение административного и экономического
аппаратов, т.к. они громоздки и сложны и не могут управляться отдельными
личностями. Фашизм же, предполагающий проникновение воли вождя во все области
общества, предусматривает ещё более усиленную централизацию военного типа.
Предполагаются ранги, контроль, строгие правила подчинения и дисциплины; кроме
воли вождя, другой воли нет, стоящие ниже его взаимозаменяемы. Передача и
исполнение приказаний требуют милитаризации административной и экономической
практики, что влечёт за собой: коррупцию,
протекционизм, лицемерие, безответственность. Вместо восхождения самого
способного наблюдается выбор по критериям лояльности и верности. Подчинение и
конформизм снова торжествуют в обществе. Единая и личная воля вождя служит
алиби для новой бюрократизации и обезличивания общественных структур.
Фашистское государство усиливает извращения бюрократического капитализма, но
извращениями это больше называть нельзя, да и средства для этого элементарно
отсутствуют. Пропаганда же будет утверждать, что эти извращения наконец-то
устранены. Устранение функциональной власти в пользу власти личной в
современных, сложных обществах неизбежно приведёт к диктатуре функциональных
служащих и персонализации аппарата власти.
"Ты уже давно мог бы избавиться от своих истинных угнетателей, если
бы прямо или косвенно не поддерживал диктаторские режимы. Никакая полицейская
сила в мире - эта постоянная опора диктаторских правлений - не смогла бы
справиться с тобой, имей ты хоть чуточку уважения к себе в своей повседневной
жизни, осознай ты тот факт, что без тебя невозможно продолжение жизни на
Земле!"
В. Райх, Посмотри на себя, маленький
человек! М. 1997
Андрэ Горц приходит к выводу, что
проект захвата аппарата власти в современном обществе является лишь всё ещё
живой иллюзией реформизма. Все реформы не изменили в самом аппарате ничего,
лишь модернизировали и легитимировали его власть над массами и их бессилием.
Смещение пролетариатом буржуазии на её посту не послужит человеческой
эмансипации, а породит лишь новую функциональную буржуазию. Возможные исходы
этого процесса нам уже известны, это фашистское государство и то, что
прикрывалось именем государства рабочих и крестьян. Горц, сделав выводы о
необходимости разрушения государственной машины при так называемом "захвате
власти", следует в своих рассуждениях об общественной
автономии далее, что в этом контексте нас более не интересует. Однако, мы
надеемся, что сложный феномен фашизма был освещён и с этой, специальной
стороны. Оргвыводы остаются за читателями.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"