"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Жан Бодрияр
"Матрица" – Почему этот фильм восхищает
философов.
Жан Бодрияр
"Матрица" – Почему этот фильм восхищает
философов.
Почему этот фильм восхищает философов
Бодрияр расшифровывает "Матрицу"
Бодрияр расшифровывает "Матрицу"
Жан Бодрияр
Дата публикации: 23 Сентября
2003
Теоретик эпохи постмодерна видит в фильме братьев Вачовски многозначительный симптом,
фетиш того самого технологического универсума, который создатели фильма якобы
желают разоблачить. "Матрица"
– продукт массовой культуры, достаточно двусмысленный для того, чтобы вызвать
интерес самых разных мыслителей.
Дело происходит в 2003 году; смеркается. Утопая в мягких креслах
мультиплексов, принужденные килограммами заглатывать попкорн, нынешние
преемники Платона и Шопенгауэра
превращаются в думающие машины, призванные разгадать код "Матрицы".
Сумеет ли Нео – Киану Ривз освободить
их от того отвратительного рабства, на которое обрекли их братья Вачовски? В
ожидании желанного мига виднейшие философы и киберсофисты скрещивают на
интернет форумах лазеры диалектрики, дабы выяснить, можно ли назвать Декарта и Беркли предтечами худшего из
миров, изображенного в "Матрице", и можно ли полагать, что Адорно и Хоркхаймеру пришлись бы по
вкусу прыжки и полеты прекрасной Тринити. 22 июня в Центре Помпиду состоится
круглый стол философов под названием "Пустыня
реальности".
Странная и страшная "Матрица", вобравшая в себя столько
концептуальных обломков эпохи "new
age", плодит метафизические интерпретации. Великий Славой Жижек пускается в хитроумнейшие
рассуждения в лакановском духе в рецензии под названием "Матрица, или
Двойное извращение"; сайт TF1 предоставляет слово философу Жан-Пьеру Зарадеру, который утверждает,
что "Матрица" позволяет нам заново постичь глубинную сущность
кантианства, и цитирует "Критику
чистого разума".
Для тех, кто последние три года отсутствовал на планете Земля и
потому не в курсе содержания "Матрицы", напомним интригу этого фильма
онтологических ужасов, который обязан в равной мере гностикам, Филиппу К.Дику и Франкфуртской школе. Дело
происходит в XXІІ веке, реальность уничтожена, и под властью искусственного
интеллекта людям, прямо скажем, приходится несладко. Запертые в своего рода
сотовых ячейках, человеческие существа исполняют роль своеобразных батареек,
поставляющих энергию Матрице, разом и всеобщей матери, и машине, которая
действует на людей как галлюциноген; по воле Матрицы люди воображают, будто их
окружает некая диснейлендоподобная реальность, хотя на самом деле это всего
лишь иллюзия. Горстка несгибаемых борцов во главе с Нео, Избранником, задается
целью разбудить человечество, населяющее этот кошмарный мир (кош-мир?), в
котором техника, чтобы не сказать развитой капитализм, забрала над людьми
чересчур большую власть. Неужели спасти нас может только бог в черных очках?
Впрочем, пусть последователи Хайдеггера
обождут радоваться. Вторая "Матрица" вселяет в нас ужасное подозрение:
а вдруг Матрица, эта гигантская пещера Платона,
эта цифровая скверна, заранее предусмотрела и уничтожила всякое возможное
возражение? Безумец тот, кто не понимает, что всякий протест – в конечном счете
такой же вымысел, как и все прочее. Дай-ка мне еще попкорна; Бодрийяр только что виртуализировал Нео!
К сведению братьев Вачовски: великий социолог эпохи постмодерна комментирует их
обескураживающее творение.
Нувель
обсерватер: Создатели
"Матрицы" многим обязаны вашим мыслям о соотношении реального и
виртуального. В первой сцене присутствует прямая ссылка на вас; в кадре видна
даже обложка "Симулякров и
симуляции". Вас это удивляет?
Жан
Бодрияр: Тут,
бесспорно, произошло какое-то недоразумение; именно по этой причине я до сих
пор предпочитал не высказываться публично по поводу "Матрицы".
Кстати, представитель братьев Вачовски связывался со мной в связи с этой первой
сценой и предлагал принять участие в следующих; идея совершенно невозможная! В
сущности, в этом случае постановщики заблуждаются так же, как нью-йоркские
художники-симуляционисты 1980-х годов. Они принимают гипотетическую
виртуальность за данность и превращают ее в зримый фантазм. Однако главная
отличительная черта виртуального мира заключается именно в том, что о нем
нельзя вести речь в категориях реальности.
Н.О.: Тем не менее параллели между
"Матрицей" и теми идеями, которые вы развиваете, например, в
"Идеальном преступлении", бросаются в глаза. Образ "пустыни
реальности", полностью виртуализованные люди-призраки, представляющие собой
не что иное, как запасы энергии для мыслящих существ...
Ж.Бодрияр: Да, но "Матрица" – не
единственный фильм, в основу которой положена мысль о постоянно прогрессирующем
сращивании реального мира с виртуальным; тому же самому посвящены "Шоу
Трумена", "Особое мнение" и даже шедевр Дэвида Линча
"Малхолланд Драйв". Ценность "Матрицы", пожалуй, в том, что
в ней все эти идеи соединены в одном сценарии и доведены до крайности. Но при
этом средства, используемые ее создателями, более грубые, и настоящего смятения
не вызывают. Персонажи либо пребывают внутри Матрицы, то есть в оцифрованном
мире, либо находятся вне ее, в Сионе – городе тех, кто оказывает сопротивление
Матрице. Между тем гораздо интереснее было бы показать то, что происходит на
стыке этих двух миров, в точке их пересечения. Более же всего удручает меня в
этом фильме смешение симуляции, явления совершенно нового, со старой доброй иллюзией,
прекрасно известной человечеству со времен Платона. Вот это – самое настоящее
недоразумение.
Восприятие мира как тотальной иллюзии – проблема, которая вставала
перед всеми великими культурами; для ее решения они прибегали к помощи
символических образов, к помощи искусства. Мы, люди ХХ века, изобрели для
избавления от этой муки нечто иное – симуляцию реальности, виртуальный мир, в
который выбрасываем все страшное, все негативное; в результате этот мир
подменяет реальность, которая, однако, поджидает всех нас в финале. Так вот,
"Матрица" сделана именно по этой модели! В ней все, что принадлежит к
сфере сна, утопии, фантазма, представлено в зримой форме,
"реализовано". Мы имеем дело с абсолютной прозрачностью. Можно
сказать, что "Матрица" – это фильм о Матрице, который могла бы снять
сама матрица.
Н.О.: Кроме того, это еще и фильм, который, с
одной стороны, обличает нынешнее безграничное увлечение новыми технологиями,
но, с другой, построен исключительно на игре с притягательностью оцифрованного
мира и синтезированных образов...
Ж.Бодрияр: Особенно поразительно полное отсутствие
во второй "Матрице" иронических интонаций, которые позволили бы
зрители взглянуть на эту квинтэссенцию спецэффектов остраненно. Ни одного
кадра, в котором была бы различима та "punctum",
о которой пишет Барт, - потрясающий трюк, который позволяет создать настоящий
образ. Впрочем, именно это обстоятельство превращает фильм в многозначительный
симптом, делает его фетишем того мира экранных технологий, где реальное
неотличимо от вымышленного. В этом смысле "Матрица" – странный
объект, одновременно и простодушный, и извращенный, объект, в котором нет
различения поту – и посюстороннего.
Псевдо-Фрейд, который берет слово в конце фильма, очень точно формулирует это:
по-видимому, в какой-то момент Матрицу перепрограммировали таким образом, чтобы
она принимала в расчет также и отклонения, аномалии. Так что теперь и вы,
оказывающие ей сопротивление, зависите от нее в каждом своем действии.
Получается, что перед нами – замкнутый виртуальный мир, не предполагающий
ничего внешнего, ничего постороннего по отношению к себе самому. И тут я опять
вынужден высказать несогласие теоретического порядка! "Матрица"
создает образ монополистического всемогущества нынешнего порядка вещей, и тем
самым способствует его распространению. По сути дела, распространение заложено
в самое структуру фильма. Остается только повторить вслед за Мак-Люэном:
носитель сообщения и есть само сообщение. Сообщение, заложенное в
"Матрице", - это и есть само ее распространение, происходящее
безостановочно и неконтролируемо.
Н.О.: Довольно забавно, что отныне все самые
популярные американские медийные продукты, от "Матрицы" до последнего
альбома Мадонны, открыто эксплуатируют критику той самой системы, которая
способствует их широчайшему распространению...
Жан
Бодрияр: Это-то и
внушает серьезные опасения. В системе запрограммировано ее собственное – мнимое
– отрицание, подобно тому в промышленных товарах запрограммирован их быстрый
износ. Между прочим, это самый надежный способ уничтожить какую бы то ни было
альтернативу. Существующий мир лишается внеположенной точки, с какой можно было
бы посмотреть на него, лишается антагониста; он полностью завораживает и
поглощает всех и вся. Меж тем не следует забывать, что чем ближе система к совершенству,
тем ближе она к тотальному крушению. Такова своего рода объективная ирония,
которая, можно сказать, правит миром и не дает ему окостенеть. Разумеется,
события 11 сентября были одним из проявлений этого закона. Терроризм – это, в сущности, не альтернатива, это всего лишь
метафора самоубийственного обращения западной мощи против самой себя. Я уже
давно твердил об этом, но никто меня не слушал. Однако из этого не следует, что
мы обязаны смотреть на вещи нигилистически или пессимистически. Система, виртуальность,
Матрица – очень возможно, что все это возвратится на свалку истории.
Неистребимо другое: обратимость происходящих процессов, вечные вызовы и вечные
соблазны.
Жан Бодрияр родился в 1929 году. В своих
работах, в частности в "Обществе потребления" и "Идеальном
преступлении", этот великий социолог эпохи постмодерна изучает
безостановочное порождение образов и всеобщую завороженность средствами
массовой коммуникации.
Le
Nouvel Observateur, 19 июня 2003
Перевод
В.Мильчиной
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"