"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Русские
анархические
утопии 1920-х
Русские
анархические
утопии 1920-х
10.09.2015
После революций 1917 года победившие
большевики принялись воплощать в жизнь свои утопии. В это же время оригинальные
концепции русского будущего появились и у анархистов. В их представлении в
идеальной России основой политической жизни должны стать коммуны, свободный
труд и отказ от рационализма науки (к примеру, люди должны учиться летать и
читать мысли).
Блог Толкователя продолжает обзор
основных русских утопий (собранных в книге Леонида Геллера и Мишеля Нике
«Утопия в России»). Ранее мы рассказывали об идеальной России масонов конца XVIII века,
чьи идеи стали основой российской государственности вплоть до наших дней.
Сегодня – наш краткий рассказ об утопиях эсеров и анархистов начала 1920-х.
Революционная коммунистическая утопия
вызвала появление контрутопий. Первая из них – крестьянская. «Крестьянские»
поэты воспевают революцию как воскресение, преображение, обещание крестьянского
рая справедливости и всеобщего братства. Вместе с пролетарским поэтом
М.Герасимовым Есенин и Клычков создают один из первых сценариев советского кино
«Зовущие зори» (1918) – гедонистическую картину будущего с фабриками без дыма.
Пролетарские и крестьянские поэты обращаются к одним и тем же ценностям
(братство, радость, труд) и образам будущего (сад, весна, заря, солнце).
Крестьянский утопизм питает прозу и
поэзию Клюева и Клычкова, но настоящая крестьянская контрутопия создается не
ими, а эсером, экономистом А.Чаяновым (1888 – 1937, расстрелян). Под
псевдонимом Ивана Кремнева он предлагает в 1920 году в своём «Путешествии брата
Алексея в страну крестьянской утопии» другой путь развития России, отличный от
этатистского принудительного большевизма. «Путешествие» начинается в 1921 году,
с опережением на год, что позволяет автору показать триумф коллективистских (в
частности, антисемейных) принципов коммунизма.
Герой, занимающий высокий пост в Мировом
совете по экономике, падает в обморок и приходит в себя в 1984 году в
малолюдной Москве, сохранившей всё свое культурное достояние и превращенной в
город-сад со 100 тысячами жителей.
«Репортажные» главы, дающие
представление о нравах и обычаях утопийцев, об их культурных и кулинарных
вкусах, чередуются с главами, посвящёнными истории страны с 1921 по 1984 годы и
существующей системе. Крестьянство пришло к власти в 1934 году. Города с
населением больше чем 20 тысяч жителей были разрушены. Установлен
плюралистский, децентрализованный политико-экономический режим, который можно
определить, как неонароднический: индивидуальное крестьянское хозяйство связано
с кооперативными предприятиями и развивается на основе системы, которая
поощряет личную инициативу; государству отведена регулирующая роль.
Вторая контрутопия – анархистская. Она
также возрождает старые мифы: идеальное казачье сообщество воплощается в
республике Гуляй-Поле, которая была основана свободнической армией Махно, в то
время как анархистские общины практикуют свободную жизнь без власти.
Самые плодовитые авторы-анархисты –
братья А. и В.Гордины, лидеры фракции петроградских анархистов-коммунистов, основатели
сперва экстремистского «пананархизма», затем умеренного по отношению к
большевикам «универсализма». В 1917-1920 годах Гордины опубликовали множество
теоретических текстов, а также сказок, стихотворений, рассказов, которые
нередко принимали форму утопии, как серия «драм-побед» или «триумфедий».
Самый весомый труд Гординых –
«поэма-утопия» «Анархия в мечте. Страна-Анархия» (1919). Её герои – «пятеро
угнетённых»: «Я» (индивидуум), Рабочий, Женщина, Нация и Юность. Они
странствуют по миру в поисках страны свободы. Их поиски заканчиваются в
Стране-Анархии, расположившейся на пяти горах (Равенство, Братство, Любовь,
Свобода, Творчество), которым соответствуют пять морей (коммунизм, космизм,
«гинизм», анархизм и аморфизм), пять солнц и т.д. Проводник открывает им смысл
каждого символа, просвещает каждого «угнетённого», показывает им центральную
часть страны – Пантехнический Сад. Анархо-утопическая жизнь основывается прежде
всего на отказе от рационалистического научного сознания мира. «Мы допотопные
люди, – говорит гид, – мы верим в чудеса и творим чудеса».
Это сказочный мир: летают дома и лошади,
жители могут воздействовать на предметы на расстоянии, создают новые звуки и
цвета. Принцип свободного творчества, который усваивается в «социо-техникуме»,
позволяет преодолеть мир форм. Самое удивительное в этой феерии, кроме её
цветистого аллегорического стиля – родство с мечтами Хлебникова и
супрематистскими идеями Малевича. Это впечатление усиливается при чтении
фантастического трактата-утопии, сочинённого В.Гординым, писавшим под
псевдонимом «Беоби» (напоминающем о знаменитом стихотворении Хлебникова). Он
датирует своё произведение «вторым годом после сотворения человечества».
Поссорившись по идеологическим причинам со своим братом, В.Гордин описывает
языком, полным неологизмов (перевод с «языка АО»), «план Человечества АО»,
основанный на принципе изобретательности, отвергающем все государственные и
социальные институты (а также – свободную любовь) во имя «диктатуры Ума».
(Судьбы братьев Гординых сложились
по-разному: А.Гордин, получивший в 1924 году разрешение эмигрировать в США,
останется анархистом, при этом всё сильнее чувствуя свои еврейские корни, и
закончит жизнь в Израиле сионистом, умерев в 1964 году; его брат, В.Гордин,
бежавший из Советского Союза в 1925-м, станет протестантским миссионером в
Америке).
Рядом с этими «цветастыми»
анархистами-утопистами, братьями Гордиными, проза А.Карелина (1863–1926),
известного анархо-коммуниста, считавшегося преемником Кропоткина, автора
многочисленных теоретических статей, кажется скромной. В 1919-1921 годах он
редактировал в Москве журнал Вольная жизнь, противопоставлявший свою
«анархистскую культуру» коммунистической.
«Россия в 1930 году» Карелина –
классическая утопия, несмотря на довольно сложную композицию: герой слушает
рассказ своего друга, которому снится будущее, однако это не рассказ, а
пересказ статьи из журнала, в которой два английских путешественника
рассказывают о своем посещении страны анархистов.
Англичане переезжают из одной
деревни-коммуны в другую и беседуют с их обитателями. Эти беседы ведутся вокруг
того, о чём Кропоткин и сам Карелин говорят в своих теоретических работах:
натуральный обмен, свободное распределение труда, жизнь в коммунах, основанная
на солидарности, союз города и деревни без насильной урбанизации. Переход к
анархо-коммунистической системе совершается без принуждения. Более того, никакие
законы, кроме этических, не регулируют жизнь коммун. Только убеждение и
нравственный авторитет могут влиять на решение каждой личности. Ненасилие (как
в толстовских общинах) – главная черта этой утопии, выделяющая её из общего
фона революционной эпохи.
Наконец, из рассказа «неонигилиста»
А.Андреева «Утопия в красном доме» (1922), включенного в сборник его
теоретических и полемических текстов, мы узнаем то, о чём Гордин и Карелин даже
не упоминают: географию будущего мира (XXI века): Соединенные Штаты Китая,
включающие Японию, объединённая Европа (действие происходит в Париже) и Великая
Федерация Славян, в которую входит и Россия, поглотившая в 1940 году Турцию и
Персию. Картина вполне в традиции русской утопии.
Анархисты недолго тешились надеждами: с
1918 года ЧК начинает их преследование в Москве, в 1921 году разгромлено
махновское движение, а после Кронштадтского мятежа (1921), ускорившего введение
НЭПа, анархисты подвергаются жестоким гонениям. В 1926 году (год смерти
Карелина) анархизма как политической силы и массового движения в России уже не
будет.
С этого времени конструирование Утопий
окончательно переходит от политиков и общественных деятелей к
писателям-фантастам.
+++
Ещё в Блоге Толкователя о русских
утопиях:
С приходом к власти «антихриста» Петра I
в старообрядческом мире стал увеличиваться потом былин о «земном Рае». Одной из
них стала вера в «Город Игната», где центральным местом становится райский сад.
Лишь полтора века спустя английский утопист Эбенизер Говард попытался на
практике воплотить такой Город-сад.
***
В мае 1917 года сгорела почти половина
Барнаула. Это стало поводом для разработки первого в России плана утопического
«города-сада». Город был бы в форме солнца, бульвары – его лучами. В нём люди
жили бы в собственных домах с большим участком земли, фабрики вынесены в
сельскую местность. В 1922-м большевики начали строить «город-сад», но с
приходом сталинизма проект был остановлен.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"