Майкл Хардт - Кто такой Тони Негри?

"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"


Майкл Хардт - Кто такой Тони Негри?
текст основан на статье Майкла Хардта, впервые опубликовано в Dagens Nyheter in Swedish 1998
Аномалия траектории Негри как интеллектуала должна быть прослежена назад в 1960-ые годы – началу его звездной академической карьеры в Университете Падуи. Он стал профессором в области “Государственной теории” в необычно молодом возрасте. Его эссе “Труд в Конституции” (1964) явилось результатом интеллектуального развития этого периода. В нем Негри признает основополагающую роль рабочей силы в конституции либеральных демократических обществ: как в терминах формальной конституции (Итальянская Конституция, например, начинается словами о том, что “Италия – это демократическая республика, основанная на труде”), так и в терминах материального основания общества и социального производства.
С этого момента Негри развивает марксистский критический анализ Государства и Капитала, который, в своей основе, является критикой труда. В этом анализе мы можем наиболее четко проследить отход Негри от традиционной коммунистической и социалистической политической линии того периода. Официальные левые признавали и возвеличивали труд, как средство освобождения, или даже как непосредственное освобождение. Негри приводил свои контр-доводы за освобождение от труда Он доказывал, что сама работа – это дисциплинарный режим, который должен быть атакован и разрушен рабочими.
В начале 60-ых Негри присоединился к редакционной группе журнала Quaderni Rossi, который сделал возможным интеллектуальное возрождение марксизма в Италии вне рамок коммунистической партии. Философская позиция, занятая журналом, стала известна как “operaismo” (workerism). Одним из центральных политических понятий вокеризма стал “отказ от работы”. При этом, эти идеи не имели отношения к отказу от творческой или производительной деятельности, а скорее развивали отказ от работы в рамках установленных капиталистических отношений производства.
В 1970-ых работа Негри была по-прежнему сосредоточена на анализе труда. Если ранний Негри и его коллеги сосредоточили свои исследования на рабочем классе, который они понимали его как рабочих-мужчин, трудящихся на фабриках, то теперь они развивали более широкое понятие пролетариата, к которому относились все те, чей труд был управляем и эксплуатируем по установленным капиталом правилам. Эти исследования уже были направлены на анализ всего общества. В это время Негри создал концепцию “social worker” (общественного рабочего), стремящегося обрести новую субъективность и право на восстание.
Этот интеллектуальный проект подверг сомнению фундаментальные различия, базирующиеся в традиционной марксистской концепции разделения между производительным, непроизводительным и репродуктивным трудом, а также традиционные политические разногласиями между оплачиваемыми рабочими, частично-занятыми и безработными. Главным политическим выводом из этой теории должно было стать признание за всеми людьми, включенными в общественное производство, право на восстание. В итоге эти выводы были закреплены в работе “Маркс Вне Маркса”, которая расширила марксистскую теорию, выведя ее в современность.
После роспуска в 1973 Potere Operaio”, Негри участвовал в работе группы “Организованная Автономия”, которая являлась свободно координируемой сетью местных организаций (подробнее см. газету “Что делать?” номер “Зоны Автономии”). В это время также возникли итальянские террористические группы “Красные Бригады”, которые базировались в гуще того же самого ландшафта социальной борьбы. Важно признать, что в то время в Италии сформировалась широкая поддержка применения насилия в политических целях. После похищения и убийства в 1978 видного политического деятеля Альдо Моро, итальянское правительство пошло на введение ряда чрезвычайных мер. 7 апреля 1979 Негри был арестован наряду с другими активистами “Potere operaio”. Судьи утверждали, что Негри являлся секретным лидером тайного сообщества террористических организаций. Четырьмя годами позже, когда дело Негри было заслушано суде, первоначальные утверждения о его руководстве организациями террористов были сняты. Суд вынес обвинение, прежде всего на основе его текстов, в том, что он несет “нравственную” ответственность за действия, спровоцированные его словами.
В 1983, в то время как продолжались слушания по его делу, Негри был избран в парламент как представитель Радикальной Партии и был освобожден из тюрьмы. Однако через несколько месяцев Палата Представителей отменила парламентскую неприкосновенность Негри. Вместо возвращения в тюрьму, Негри решает бежать во Францию, где он получил убежище и оставался в изгнании в течение последующих четырнадцати лет.
В этот третий период интенсивной интеллектуальной деятельности Негри публикует одни из своих наиболее важных философских работ: широко известное исследование о Спинозе, начатое ещё в тюрьме, и работу о концепции “учредительной власти”, в которой анализируется наследие Маккиавелли в связи с развитием революционных движений.
Можно сказать, что центральная идея, реализованная Негри в этот период, заключалась в соединении политического мышления итальянского operaismo с новой французской философией авторов круга Мишеля Фуко, Жиля Делёза и Феликса Гваттари. Негри соединил идеи “отказа от работы” с концепцией Фуко о сопротивлении дисциплинарному обществу и концепцией “линий ускользания” Делёза и Гваттари. В результате возникла новая версии “постструктурализма”, обладающая ясной политической ангажированностью.
В 1997 году, после четырнадцати лет жизни в Париже, Негри решает вернутся в тюрьму, в Италию. Его главная цель заключалась в том, чтобы вынудить Итальянское правительство найти политическое решение судеб сотен заключенных, которые подобно ему оказались в изгнании или в тюрьме. Другим основанием для возвращении в Италию стало желание Негри вернуться к политической жизни.
Луи Алтуссер однажды сказал: “коммунист никогда не остается один”. Интеллектуальная активность Негри всегда реализуется в рамках коллективной деятельности, взыскуя социальной и политической востребованности. Поэтому даже в моменты, когда он идет на личный риск или же подвергается лишениям, Негри никогда не принимает позу аскета.
Весь характер его политической деятельности помогает осознать, что эта активность построена не на лишениях, а на радости – на радостном переживании политической и интеллектуальной вовлеченности. В своем развитии Негри никогда не останавливался в рамках какой-то эпохи, как это произошло с большинством радикалов 60-ых. В каждый момент он стремился обнаружить и использовать революционные возможности настоящего момента. Это и есть модель радикального интеллектуала, которую Негри представляет в наше время.
P.S. (D.V.) С 1996 года Тони Негри и Майкл Хардт работают вместе. В 2000 году они закончили работу над своим наиболее известным трудом “Империя”, который критика назвала “новый коммунистическим манифестом”. В этом труде они разработали марксистскую теорию не только в сфере критики изменившихся условии современного общественного устройства, а как практическое руководство к действию. Эта книги оказала решающее влияние на самосознание ширящегося “движения движений”, и стало основной теоретической базой для формирования интернациональной сети анти-корпоративной, радикально демократической глобализации. Теория Тони Негри оказалась чрезвычайно влиятельной, потому что она отвечает самой настоятельной потребности момента – продолжения борьбы против капиталистического доминирования, несмотря на все неудачи прошлого.
В 2003 году Тони Негри был амнистирован.