Анархизм в Африке: Интервью с Майклом Шмидтом из ZACF (анархо-коммунистической Федерации Zabalaza, ЮАР)
"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
ZACF является наиболее активной либертарной организацией в
южной части Африканского континента. Для того, чтобы понять роль федерации в
жизни южно-африканского общества и ознакомиться с ее деятельностью, Alternative
Libertaire в 2007г. взяла
интервью у одного из ее членов – Майкла Шмидта.
Анархизм в
Африке: Интервью с Майклом Шмидтом из ZACF
(анархо-коммунистической
Федерации Zabalaza, ЮАР)
Все мы пристально следим за активностью
анархического движения в США и Европе, но мало кто знает, что на африканском
континенте также существуют организации, борющиеся за свободу рабочего класса и
пропагандирующие анархо-коммунистические идеи. В этом интервью читателю
предлагается ознакомиться со спецификой, проблемами и успехами одной из них.
A.L.:
Не мог бы ты рассказать нам вкратце, при каких обстоятельствах и в каком
контексте была сформирована первая ячейка Zabalaza, а позже ZACF?
М.Ш.: Предпосылки к возникновению ZACF можно
найти в борьбе против апартеида 80-х и 90-х гг., с образованием двух ячеек
будущей федерации – одной в Йоханнесбурге и другой в Дурбане, в
анархо-панк-движении. Таким образом, первоначальными условиями были, с одной
стороны, гражданская война малой интенсивности между «белыми» и
«черными» националистическими организациями и, с другой, – организованные
анархисты, которые приняли бескомпромиссную позицию против неофашизма,
национализма и воинской повинности. Из этой среды вышли работники WSF (Workers Solidarity Federation),
образованной в 1995 году (через год после первых демократических выборов).
Таким образом, WSF стала первой анархистской организацией на континенте.
Федерация разработала комплексную платформу позиции по таким вопросам, как
раса, класс, пол, империализм и т.д., большинство из которых остаются сегодня
главной идейной составляющей нашего движения. В составе WSF было большое
количество членов профсоюзов, соотношение чернокожих и белокожих было 50 на 50.
В 1999 году, когда Африканский национальный конгресс [правящая партия ЮАР, определяет себя как «дисциплинированная левая
сила» – прим. ред.] стал склоняться «вправо», федерацию по тактическим соображениям было решено
реорганизовать. В то же время, до создания ZACF, в 2003 году, в Йоханнесбурге
была создана независимая рабочая библиотека-музей с целью распространения
агитационных материалов. Подъем радикальных новых социальных движений, начиная
с 2000 года, обусловлен в том числе и развитием этого проекта как важной части
борьбы. Сначала через форум против приватизации, а затем через ZACF мы
принимали непосредственное участие в общественных активистских движениях. По сути
велась полулегальная для профсоюзов деятельность, в зависимости от объективных
условий в рабочей среде.
A.L.:
Какие проекты играют ключевую роль в вашей сегодняшней деятельности?
М.Ш.: Сегодня ключевым пунктом нашей
деятельности является организация внутренней политики обучения и стратегии, в
то время как главной внешней – то, что мы называем «Красно-черный форум». Это
публичные семинары/форумы, которые способствуют анархо-коммунистическому
анализу событий. В предыдущие годы в мероприятиях принимали участие всего
несколько активистов и их друзей. Сегодня количество участников порой доходит
до 70 человек, особенно в бедных и отдаленных районах, таких как Себокенг или
Соуэто на юге. Другое отличие от того времени состоит в том, что теперь, вместо
того, чтобы приглашать людей на наши встречи, мы в течение двух дней
организовываем форум в пригороде, в самовольных поселениях – таких, как,
например, Орандж-Фарм.
Наряду с этим мы принимаем участие в
демонстрациях в поддержку народа Ирака и Палестины; были проведены кампании
против репрессий в штате Оахака (Мексика) и в поддержку заключенных Испании и
Германии. Также мы держим связь с активистами, живущими в условиях
диктаторского режима Свазиленда [королевство в Южной Африке – ред.] и
предоставляем им полную практическую и идеологическую поддержку. То же самое
было сделано для анархистских товарищей, живущих в условиях диктатуры в
Зимбабве. В декабре прошлого года ZACF провел публичную кампанию солидарности с
молодежью Зимбабве в Йоханнесбурге.
A.L.:
Что, по твоему мнению, сегодня входит в политические и социальные приоритеты в
Южной Африке?
М.Ш.: Двумя крупнейшими социальными проблемами в
ЮАР (и на континенте в целом) на сегодня являются а) сексуальное насилие и б)
проблема с ВИЧ /СПИДом. Медлительность властей при выявлении причин ВИЧ привела
к созданию организаций, активно работающих с людьми на низовом уровне, таких,
как Treatment Action Campaign, которая использует комбинацию правовых действий
и уличных протестов, чтобы заставить правительство принимать хоть какие-то
меры. ZACF не принял никаких конкретных действий в отношении противодействия
СПИДу, (и это, конечно, наша неудача), но достаточно много приложил усилий для
преодоления сексизма в активистской среде. Тем не менее в нашей организации
очень мало женщин. Насильственные преступления, особенно в отношении женщин и
детей, достигли масштабов эпидемии, и преступниками, особенно в бедных районах,
часто объявляются африканцы из других стран.
В ЮАР находятся миллионы беженцев из
Сомали, области Великих озер, Зимбабве и т.д. Ксенофобия стала чаще
использоваться в качестве популистского приема властей: таким образом они
смещают гнев рабочего класса на представителей других национальностей. Следует
сказать, что эти преступления являются результатом крайней нищеты в нашем
регионе; государственный капитализм откажется что-либо менять, потому что он
полагается на дешевую рабочую силу, «вкладывает перья в свое гнездо».
A.L.:
Каковы связи ZACF с общественным движением в целом?
М.Ш.: Природа наших связей с широким социальным
движением значительно изменилась за эти годы. В WSF большинство из нас были
организованы в профсоюзы, были представители на своих рабочих местах. Сегодня
климат изменился: в ячейке, к которой я принадлежу, произошло ЧП, и я больше не
являюсь ее членом. Первые наши связи с местными общинами налаживались через
профсоюзы рабочих, но теперь наши контакты происходят непосредственно с самими
общинами.
Социальные инициативы оказались более
плодотворными. Мы проделали много работы, например, поддержали сотрудников
интернациональных мастерских в Соуэто, работа велась в том числе в лоне бедных
общин. Мы пытались создавать сообщества садов для выращивания еды в Motsoaledi
и Дламини (жилой район Соуэто) и Себокенге. Параллельно этому в Motsoaledi
развивались библиотека и детский сад, в то время как в Дламини сад был
уничтожен головорезами из молодежной секции АНК; в Себокенге так ничего и не
получилось.
Это проекты были разработаны для
достижения автономии рабочих: на практике бедные имеют набор навыков, которые
можно использовать для коллективного решения своих проблем, не прибегая к
помощи государства – во всяком случае, по очень небольшому ряду вопросов.
Мы имеем прямые связи с тюрьмами (создана
сеть помощи заключенным-повстанцам), через наш АЧК и антирепрессивные акции мы
снабжали заключенных едой.
В более широком контексте совместно с «Движением безземельных», насчитывающим
около 100 тыс. членов, нами были проведены акции против приватизации в городских
общинах. Хотя социальные движения и являются успешными, тем не менее они
находятся в обороне, в основном из-за плохой практики (сексизм, оппортунизм,
авангардизм и т.д.). В основном из-за обилия троцкистов и левых популистов,
которые преобладают во многих направлениях социальной деятельности.
Мы считаем, что среди нас есть много
честных и надежных людей, но оцениваем активистов по тому, что они делают, и не
столько по тому, что они говорят.
A.L.:
А что можете сказать по поводу Конгресса южноафриканских профсоюзов (COSATU)?
М.Ш.: Конгресс очень важен для нас, потому что с
его 1,8 млн. членами он является крупнейшей организацией рабочего класса. Речь
идет о планах проведения всеобщей массовой забастовки с требованием повышения
заработной платы. Забастовка будет проходить при участии ФЕДУСА, НАКТУ и других
независимых профсоюзов – это является важной демонстрацией единства федерации,
т.к. они были разделены идеологией и ООН.
Идеологи COSATU [сотрудничают с АНК – ред.] считают, что с 2002 года они сумели
переломить неолиберальный правый дрейф АНК. Но это еще предстоит выяснить через
наблюдение за политикой АНК. Во всяком случае, в прошлом году COSATU
начал давать сигналы, подтверждая необходимость работать в партнерстве с
общественными движениями.
Это положение обусловлено как изменением
воинственности Союза из-за отсутствия реальной поддержки властей и
высокая доля безработных (40% рабочей
силы в соответствии с источниками Союза), которые также могут быть
мобилизованы, если мы будем работать вместе.
ZACF приветствует сближение с этими силами
до тех пор, пока они остаются на линии классовой борьбы и социальных движений и
не идут на компромисс с союзником в правящей партии (в профсоюзе есть много
тех, кто резко критикует АНК).
ZACF продолжает обсуждать возможность
создания федерации профсоюзов в существующих рамках по крайней мере в двух
областях: в университете Витватерсранда [ведущий
вуз ЮАР – ред.] и «Независимой газете».
A.L.:
Каковы основные проблемы современного анархо-коммунистического движения в Южной
Африке?
М.Ш.: Наша главная задача состоит в борьбе
против «черной» националистической
идеологии АНК, которая распространяет миф о «национально-демократической
революции» в народе.
К счастью, с течением времени, безработные
и сельскохозяйственные рабочие начали понимать, что эта «революция» АНК
позволила выжить «капитализму белых»
в обмен на некоторые привилегии для «черных»
во власти.
Таким образом, мы сознательно называем
ZACF анархо-коммунистической организацией в попытке объяснить истинную
базу коммунизма, чтобы показать его отличие от приближенной
социал-демократической версии – Южно-Африканской коммунистической партии
(ЮАКП). Но даже сейчас ЮАКП имеет гораздо больше ресурсов, чем мы.
Это подводит нас к нашей самой большой
существующей в наших краях проблеме – крайней нищете. Даже среди наших членов
много тех, кто ежедневно сталкивается с голодом, а у организации недостаточно
средств, чтобы прокормить их (отсюда возникла идея заняться садоводством, но
это вызвало другие проблемы: члены общины на базе садов организовывают
маленькие магазины). Мы не благотворительная, а политическая организация.
Трудно действовать в таких условиях.
Представители рабочего класса, особенно из беднейших слоев, становятся добычей
эзотерических сект, эксплуататоров, ростовщиков и политиков-демагогов, которые
обещают "лучшую жизнь" (лозунг АНК).
A.L.:
Вы говорите, что анархические идеи в настоящее время распространяются: как это
выглядит для тебя лично?
Майкл Шмидт: Мы видим это каждый раз, когда нам
встречается черный человек в гетто; человек, который сам себя описывает как
«анархист», не попадался нам ни разу;
Мы видим это в результатах, полученных от
проведения нашего «Черно-красного форума», мы получаем приглашения и дальше их
проводить (мы даже получили приглашение вмешаться в Союз радикальных шахтеров в
провинции Лимпопо на самом севере страны);
Мы видим это в реальном присутствии
анархистов в Зимбабве, Свазиленде, Кении и Марокко; люди из Судана, Кении,
Уганды и Демократической Республики Конго выходят с нами на связь с просьбой
помочь в организации собственных либертарных инициатив;
Наконец, мы видим присутствие многих
известных африканских профсоюзов на Всесоюзном съезде в Париже.
Африканские работники стремятся к четкой
социально-политической модели, которая не столь коррумпирована, как
«африканский социализм».
A.L.:
Наконец, каковы ваши контакты с другими либертарными и анархо-коммунистическими
организациями в Африке и во всем мире?
М.Ш.: Исторически сложилось, что рабочие
из Движения Солидарности (WSM, Ирландия) оказывали
нам самую последовательную поддержку, и на протяжении многих лет к ним
присоединились – как идеологически, так и практически, – родственные организации, такие как SAC (Швеция), ВКТ (Испания), CNT (Франция),
Ф. (Франция), WSA (США) и ART (Новая Зеландия).
В последние годы мы также находимся в
тесном контакте с NEFAC (США / Канада),
FDCA (Италия), CIPO-RFM (Мексика), OCL (Чили), FAG и FARJ (Бразилия) FAU
(Уругвай), AKI (Турция), ОАЭ (Греция), АСТ (Ливан) и другие.
Мы выражаем поддержку практике «социальной интеграции» организации «Especifistas» в Южной Америке. Мы
горды и рады, что нашими товарищами, не считая соратников с черного континента,
являются анархоактивисты ВТЭК
(кубинские эмигранты), Пакистана, Ирана, Ирака и других мест, где это очень
трудно организовать. Ну и, конечно, мы продолжаем сотрудничество с Alternative Libertaire, вместе с которым
ведем проект Anarkismo.Net
Интервью Международного Секретариата Alternative Libertaire, 2007г.
http://www.alternativelibertaire.org
Перевод А.Л.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"