"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
ЭРРИКО
МАЛАТЕСТА
Взаимопомощь
- Эссе
Факт то, что
человек социальное животное, существование которого зависит от длительных
физических и духовных отношений между людьми. Эти отношения должны базироваться
на близости, солидарности, любви, либо же на враждебности и соперничестве. Если
каждый человек будет думать только о собственном благополучии и, возможно,
своей родовой или территориальной группе, то он, очевидно, начнет конфликтовать
с другими людьми, выходя из этих конфликтов либо победителем, либо побежденным;
угнетателем, если победит, угнетаемым, если проиграет. Естественная гармония,
естественный союз доброго в каждом и общей пользы — это выдумка человеческой
лени, которая скорее предположит, что это будет достигнуто само собой, по
закону природы, чем будет за это бороться. В действительности, природный
Человек находится в постоянном конфликте с окружающими, в поисках самой лучшей,
здоровой и плодородной земли, а со временем, использовать те разнообразные
возможности, которые общественная жизнь создает для тех или других. По этой
причине, человеческая история полна насилия, воин, резни (помимо безжалостной
эксплуатации труда), бесчисленных тираний и рабства.
Если бы в
человеческом сознании существовал только жесткий инстинкт желания доминировать
и получать выгоду за счет других, то человечество осталось бы в состоянии
варварства, и развитие законов, в истории или в наше время, было бы невозможно.
Такой порядок всегда представляет своего рода закалку тиранического духа с
минимумом общественной солидарности, необходимой для более цивилизованной и
прогрессивной жизни.
Но, к
счастью, в Человеке существует другое чувство, которое привлекает его ближе к
соседу, чувство симпатии, терпимости, любви и благодаря ему человечество стало
более цивилизованным, и от него взрастило нашу идею, которая ставит целью
создания общества, где все будут братьями и друзьями, работающим ради общей
пользы.
То как
появилось чувство, выраженное в так называемых моральных предписаниях, и
отрицающее, в своем развитии, существующую мораль, заменяя ее новой более
высокой моралью, это предмет исследования, который может заинтересовать
философов и социологов; но это не умаляет факт его существования, независимо от
объяснений, которые могут быть выдвинуты. Совершенно неважно, что оно может происходить
от примитивного, физиологического факта полового акта, необходимого для
продолжения человеческого рода; или удовлетворения, которое может быть получено
от компании товарищей; или преимуществ, которые могут быть получены от союза в
борьбе с общим врагом или восстания против общего тирана; или желания покоя,
мира и безопасности, которое присуще даже победителям; а может от этих и еще
сотен причин. Оно существует и именно в его росте и развитии мы видим наши
надежды на светлое будущее человечества.
«Божья воля», «естественное право», «законы
морали», «категорический императив» Канта — это все метафизические
фантазии, в реальности несуществующие. Они представляют похвальное желание
человеческого разума объяснить все, докопаться до сути вещей, и могут быть
использованы временные гипотезы для дальнейшего исследования, но они не были, в
большинстве случаев люди склонны не признавать невежество, и предпочитают
многословные объяснения, лишенные фактического содержания, простому: «Я не знаю».
Вне
зависимости от объяснений, которые кто-то хочет или не хочет давать, проблема
остается нерешенной: каждый должен выбирать между любовью и ненавистью, между
братским сотрудничеством и братоубийственной враждой, между альтруизмом и
эгоизмом.
Потребности,
вкусы, стремления, интересы человечества ни схожи, ни естественно гармоничны;
часто они диаметрально противоположны и противоречивы. С одной стороны, жизнь
одного человека настолько обусловлена жизнью других, что это было бы
невозможно, даже если предположить, что человеку было бы удобно отгородиться
ото всех и жить своей собственной жизнью. Общественная солидарность это факт,
от которого не убежать: он может быть добровольно и сознательно принят и
впоследствии приносить выгоду всем причастным, или может быть принят волей-неволей,
сознательно или нет, в этом случае она проявляется как подавление и
эксплуатация одних людей другими.
Большое
количество проблем появляется в нашей повседневной жизни, их можно решить
различными способами, но не всеми одновременно; каждый человек может
предпочесть одно решение другому. Если у человека или группы людей есть власть
навязывать другим свой выбор, они выберут решение наиболее подходящее их целям
и интересам, а другие будут вынуждены пожертвовать своими желаниями. Но, если
ни у кого нет возможности заставлять других действовать против их воли, всегда
предполагая, что невозможно или неудобно рассматривать более чем одно решение,
одно решение должно быть принято взаимными уступками и соглашениями, это
решение должно наименее нарушать личные интересы, вкусы и желания.
История учит
нас, ежедневные наблюдения за жизнью, что там, где нет места насилию (в
человеческих отношениях) все устраивается наилучшим образом, и интересы всех
учитываются лучшим образом. Но там, где вторгается насилие, процветают
несправедливость, угнетение и эксплуатация.
То, что
человеческая жизнь невозможна без использования труда других это факт, и это
может быть сделано двумя способами: либо через братскую, равную, либертарную
ассоциацию, в которой солидарность, согласие сознательны и свободно выражаются
всем человечеством; или через борьбу всех против всех, в которой победители
правят, угнетают, эксплуатируют остальных…
Мы хотим
прийти к обществу, в котором каждый человек относится к другим как к братьям, и
благодаря взаимной помощи сможет достигнуть величайшего благополучия и свободы,
а также физического и интеллектуального развития для всех…
Самый
сильный человек тот, кто наименее изолирован; наиболее независим тот, у кого
наибольшее число контактов и друзей, таким образом, у него будет более широкий
выбор соратников; наиболее развитый человек тот, кто лучше всех может и знает,
как использовать наследие человечества и достижения своих современников.
Несмотря на
реки человеческой крови; несмотря на неописуемые страдания и унижения; Несмотря
на тиранию и эксплуатацию самого слабого (по причине личной или социальной
неполноценности); одним словом, несмотря на борьбу и все ее последствия, в
обществе жизненно необходимыми и прогрессивными характеристиками являются
сочувствие, чувство общей человечности, которое в обычное время устанавливает
границу борьбы, за которой никто не может рисковать, не вызывая отвращения и
всеобщего недовольства. Для этого вмешивается мораль.
Профессиональный
историк старой школы могут предпочитать представлять плоды своих исследований
как сенсационные события, крупномасштабные конфликты между нациями и классами,
войны, революции, внешняя и внутренняя дипломатия и заговоры; но гораздо более
существенны бесчисленные ежедневные контакты между людьми и группами, которые
являются истинной сущностью общественной жизни. Если вы близко исследуете что
происходит внутри у большинства людей в их повседневной жизни, то увидите, что
также как борьба за лучшие условия труда, жажда доминировать, вражда, зависть,
нездоровые страсти, которые настраивают людей друг против друга, так и ценная
работа, взаимная помощь, непрерывный и добровольный обмен услугами,
привязанность, любовь, дружба притягивает людей друг к другу. И люди
коллективизируют прогресс или распад, жизнь или смерть, в зависимости от того,
что преобладает общественных отношениях: солидарность и любовь или ненависть и
вражда; в действительности, существование любого общества было бы невозможно,
если бы социальные чувства, которые я называю добрыми страстями, не были бы
сильнее плохих.
Существование
чувства привязанности и сочувствия у людей, а также опыта и понимания
индивидуальных и общественных преимуществ, которые появляются от развития этих
чувств, породили и продолжают порождать понятия «справедливость», «право»
«мораль», которые, несмотря на многие противоречия, ложь и лицемерие, служат
основным интересом, целью и идеалом, к которым движется человечество.
Эта «мораль» непостоянна и относительна; она
меняется со временем, для разных людей, классов, личностей; люди используют ее
в своих собственных интересах или интересах семьи, класса, страны. Но если
отбросить то, что официальная «мораль» служит для оправдания привилегий и
насилия правящего класса, всегда остается что-то что служит общим интересам и
является достижением всего человечества, независимо от класса или расы.
У буржуазии
в ее героический период, когда они все еще чувствовали себя частью народа и
боролись за независимость, еще были возвышенные проявления любви и
самопожертвования; и у лучших среди их мыслителей и мучеников было практически
пророческое видение того будущего мира, благополучия и братства, за которое
социалисты борются сейчас (1909). Но если альтруизм и солидарность были среди
чувств лучших из них, зачаток индивидуализма (в смысле борьбы между людьми),
принцип борьбы (в противоположность солидарности) и эксплуатация человека
человеком были в программе буржуазии и не могли, но привели к губительным
последствиям. Частная собственность и принцип власти, в новых декорациях
капитализма и парламентаризма, были в их программе и должны были привести, а
так и произошло, к угнетению, притеснению, страданиям и дегуманизации масс.
И теперь, когда развитие капитализма и парламентаризма принесло
свои плоды, и буржуазия исчерпала все благородные чувства и прогрессивные
устремления практикой политической и экономической борьбы, они снизошли до
необходимости защищать свои привилегии силой и обманом, а их философы не могут
защититься от нападок социалистов, кроме как несвоевременно поднимая закон
жизненной конкуренции.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"