"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Тодо модо
Тодо модо
Todo modo
(1976)
Элио Петри — далеко
не однозначная фигура в итальянском кино. Мало того,
что коммунист (этим как раз никого особо не удивишь,
вон Тонино Гуэрра тоже в партии состоял, что не помешало
ему стать культовой личностью), так еще и фильмы снимал такие,
что простому человеку, приходящему в кинотеатр с целью культурно
отдохнуть и развлечься, только головную боль могли навеять. Едва
ли что-нибудь еще. Ну, разве что желание выпить стопку-другую граппы,
чтобы «доПЕТРИть», но это бесполезно. В фантастических
и сюрреалистических дебрях синьора Петри легко заблудится
и профессиональный киностранник, куда уж там доброму bourgeois
не говоря уже о prolétariat. Так что даже в Советском
Союзе, несмотря на «социальную близость» и беспощадную критику
капиталистического строя фильмы Петри своему народу показывать
не решались, а уж теперь-то сам Бог не велит.
Тем более, что церкви (пусть и католической) в его картинах
доставалось по первое число, а уж в «Todo Modo» особенно.
Однако, как ни странно, этот фильм,
в отличие от, например, не менее злободневных «Хороших новостей»
по российскому телевидению как-то показали, что можно рассматривать
едва ли не как своего рода фронду. Ведь в героях картины
настолько легко узнаются наши сегодняшние духовные и государственные
правители, что становится даже как-то немного не по себе. Ведь Элио
Петри снимал антиутопическую сатиру на итальянскую политическую
и финансовую элиту середины 70-х годов, которая привела страну
на грань краха. Вспомните, что происходило в Италии того
времени: бесконечная череда террористических актов, чехарда правительств,
сумасшедшая инфляция, самый большой в Европе уровень безработицы, разгул
организованной преступности, сросшейся с административными учреждениями.
Ничего не напоминает?
Элио Петри просто чуть-чуть сгущает краски,
перенося действие в некую фантасмагоричную Италию, в которой бушует
эпидемия смертельной болезни, население вконец обнищало, а правительство
и олигархи тем временем отправляются на ежегодный сакральный
обряд, который должен придать их власти дополнительную религиозную силу,
в некую тайную подземную крипту. В святилище заправляет
дон Гаэтано (в блестящем исполнении Марчелло
Мастроянни) — циничный и беспринципный священник, плетущий свои
странные интриги, понять которые не может даже его старый друг
Президент (Джан Мария Волонте). Приехавшие исполнить свой религиозный долг
чиновники и олигархи (кто всерьез, кто напоказ) неожиданно
оказываются под мощным психологическом прессом, который выдавливает
из них все грехи и грешки, а затем они начинают…
умирать один за другим. Таинственный убийца собирает целый урожай жертв,
словно вознамерился уничтожить всю итальянскую элиту. Одновременно
святотатству и осмеянию подвергаются религиозные святыни, а вместе
с ними и вера отца Гаэтано. Чудовищный нарыв вскрывается, но под
ним уже нет чистой плоти. Болезнь проникла слишком далеко.
Модерновые, футуристические интерьеры
подземного святилища, представляющего из себя гибрид гробницы, музея
современного искусства и гостиницы привносят в и без того
далекое от реализма действие еще больший налет сюрреализма. Поведение
персонажей настолько нелогично, что заставляет вспомнить о пьесах
Бэккета. Фантастические и антиутопические допущения, однако, столь тонки,
что события в «Todo Modo» очень быстро перестают восприниматься
как выдуманные.
Да и в самом деле, вы только посмотрите на персонажей, что обвиняют друг друга в воровстве, тут же оправдывая это интересами Партии! Они ничтоже сумняшеся обсуждают возможности снижения коррупции и тут же интересуются ставками на лоббирование того или иного вопроса. Они, сделав постные лица, ратуют за христианское воспитание детей, и тут же решают проблемы, какие бы еще ввести налоги, чтобы бедный народ не особо возмущался. Паноптикум из чиновников и церковников решает свои проблемы, а кто-то (не иначе, как сам Господь) постепенно убирает из этой кунсткамеры одного персонажа за другим.
Да и в самом деле, вы только посмотрите на персонажей, что обвиняют друг друга в воровстве, тут же оправдывая это интересами Партии! Они ничтоже сумняшеся обсуждают возможности снижения коррупции и тут же интересуются ставками на лоббирование того или иного вопроса. Они, сделав постные лица, ратуют за христианское воспитание детей, и тут же решают проблемы, какие бы еще ввести налоги, чтобы бедный народ не особо возмущался. Паноптикум из чиновников и церковников решает свои проблемы, а кто-то (не иначе, как сам Господь) постепенно убирает из этой кунсткамеры одного персонажа за другим.
Мерзость слияния Церкви, Государства
и Бизнеса в фильме Элио Петри показана со всей прямотой (а чего
еще ждать от коммуниста), но при этом облачена в сложную
и вычурную форму киноигры, в которой охотно принимают участие
ярчайшие звезды европейского кино. Вот только — со времени
выхода картины на экраны прошло уже больше 35-ти лет… А «Todo
Modo» все еще выглядит словно фельетон на злобу дня. Как-то печально
это все. И наводит на совсем уж пессимистичные мысли.
Вот только синьор Петри тут не при чем. Беда в том,
что ни Церкви, ни Государству, ни Бизнесу на таких вот синьоров
Петри плевать с высокой колокольни. Они их даже проспонсируют,
а там и на пьедестал воздвигнут… Потому как страшно далека
эта интеллигенция от народа. И что она там себе
навоображает никого ровным счетом не взволнует, хоть сотню шедевров
наснимай. Грустно.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"