Todo modo (1976)

"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"

Тодо модо

 

Todo modo

(1976)



 

Элио Петри — далеко не однозначная фигура в итальянском кино. Мало того, что коммунист (этим как раз никого особо не удивишь, вон Тонино Гуэрра тоже в партии состоял, что не помешало ему стать культовой личностью), так еще и фильмы снимал такие, что простому человеку, приходящему в кинотеатр с целью культурно отдохнуть и развлечься, только головную боль могли навеять. Едва ли что-нибудь еще. Ну, разве что желание выпить стопку-другую граппы, чтобы «доПЕТРИть», но это бесполезно. В фантастических и сюрреалистических дебрях синьора Петри легко заблудится и профессиональный киностранник, куда уж там доброму bourgeois не говоря уже о prolétariat. Так что даже в Советском Союзе, несмотря на «социальную близость» и беспощадную критику капиталистического строя фильмы Петри своему народу показывать не решались, а уж теперь-то сам Бог не велит. Тем более, что церкви (пусть и католической) в его картинах доставалось по первое число, а уж в «Todo Modo» особенно.

Однако, как ни странно, этот фильм, в отличие от, например, не менее злободневных «Хороших новостей» по российскому телевидению как-то показали, что можно рассматривать едва ли не как своего рода фронду. Ведь в героях картины настолько легко узнаются наши сегодняшние духовные и государственные правители, что становится даже как-то немного не по себе. Ведь Элио Петри снимал антиутопическую сатиру на итальянскую политическую и финансовую элиту середины 70-х годов, которая привела страну на грань краха. Вспомните, что происходило в Италии того времени: бесконечная череда террористических актов, чехарда правительств, сумасшедшая инфляция, самый большой в Европе уровень безработицы, разгул организованной преступности, сросшейся с административными учреждениями. Ничего не напоминает? 

Элио Петри просто чуть-чуть сгущает краски, перенося действие в некую фантасмагоричную Италию, в которой бушует эпидемия смертельной болезни, население вконец обнищало, а правительство и олигархи тем временем отправляются на ежегодный сакральный обряд, который должен придать их власти дополнительную религиозную силу, в некую тайную подземную крипту. В святилище заправляет дон Гаэтано (в блестящем исполнении Марчелло Мастроянни) — циничный и беспринципный священник, плетущий свои странные интриги, понять которые не может даже его старый друг Президент (Джан Мария Волонте). Приехавшие исполнить свой религиозный долг чиновники и олигархи (кто всерьез, кто напоказ) неожиданно оказываются под мощным психологическом прессом, который выдавливает из них все грехи и грешки, а затем они начинают… умирать один за другим. Таинственный убийца собирает целый урожай жертв, словно вознамерился уничтожить всю итальянскую элиту. Одновременно святотатству и осмеянию подвергаются религиозные святыни, а вместе с ними и вера отца Гаэтано. Чудовищный нарыв вскрывается, но под ним уже нет чистой плоти. Болезнь проникла слишком далеко.

Модерновые, футуристические интерьеры подземного святилища, представляющего из себя гибрид гробницы, музея современного искусства и гостиницы привносят в и без того далекое от реализма действие еще больший налет сюрреализма. Поведение персонажей настолько нелогично, что заставляет вспомнить о пьесах Бэккета. Фантастические и антиутопические допущения, однако, столь тонки, что события в «Todo Modo» очень быстро перестают восприниматься как выдуманные.

Да и в самом деле, вы только посмотрите на персонажей, что обвиняют друг друга в воровстве, тут же оправдывая это интересами Партии! Они ничтоже сумняшеся обсуждают возможности снижения коррупции и тут же интересуются ставками на лоббирование того или иного вопроса. Они, сделав постные лица, ратуют за христианское воспитание детей, и тут же решают проблемы, какие бы еще ввести налоги, чтобы бедный народ не особо возмущался. Паноптикум из чиновников и церковников решает свои проблемы, а кто-то (не иначе, как сам Господь) постепенно убирает из этой кунсткамеры одного персонажа за другим.


Мерзость слияния Церкви, Государства и Бизнеса в фильме Элио Петри показана со всей прямотой (а чего еще ждать от коммуниста), но при этом облачена в сложную и вычурную форму киноигры, в которой охотно принимают участие ярчайшие звезды европейского кино. Вот только — со времени выхода картины на экраны прошло уже больше 35-ти лет… А «Todo Modo» все еще выглядит словно фельетон на злобу дня. Как-то печально это все. И наводит на совсем уж пессимистичные мысли. Вот только синьор Петри тут не при чем. Беда в том, что ни Церкви, ни Государству, ни Бизнесу на таких вот синьоров Петри плевать с высокой колокольни. Они их даже проспонсируют, а там и на пьедестал воздвигнут… Потому как страшно далека эта интеллигенция от народа. И что она там себе навоображает никого ровным счетом не взволнует, хоть сотню шедевров наснимай. Грустно.