Джон Холлоуэй - Обсуждая коммунизм

"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"



Обсуждая коммунизм: выступление Джона Холлоуэя

 


Дискуссия между Славоем Жижеком, Алексом Каллиникосом и Джоном Холлоуэем состоялась на ежегодной конференции 1-5 июля 2010 года. Тема не теряет своей актуальности и сегодня. Сегодня мы будем обсуждать коммунизм. Меня зовут Салли Кэмпбелл, и я буду председателем этого собрания. Cегодня у нас есть 3 отличных докладчика. Во-первых, Алекс Каллиникос, профессор Центра Европейских Исследований в Королевском Колледже Лондона, автор многих философских книг, в том числе последней книги “Сжигая Иллюзии”, классического изложения идей Карла Маркса. Также Джон Холлоуэй, профессор Института Гуманитарных и Социальных Наук Независимого Университета Пуэбла в Мексике, автор известной книги “Изменить мир не захватывая власти”, новое издание которой выходит в сентябре, а также книги “Расколоть капитализм”. И наконец, Славой Жижек, философ, автор десятков книг, последняя из которых “Жизнь при конце света”.

Джон Холлоуэй:

Большое спасибо, я рад быть снова здесь. Немного пугает, сколько народу собралось, эта очередь, все ждут… Боже, что вы все здесь делаете? Почему вы все хотите поговорить о коммунизме? И, возможно, мы все здесь, потому что мы коммунисты? И это, конечно, только начало, потому что, что мы подразумеваем под этим? Мне очень понравилась идея Алекса о музее капитализма. Проблема только в том, где он. Он говорит, что он конечно, в коммунизме, но где этот коммунизм? Я боюсь, что коммунизм становится какой-то страной Оз, где-то там далеко, а ведь это неправда.

Коммунизм здесь и сейчас и от этого надо отталкиваться. Если мы хотим коммунизма и мы коммунисты, надо понимать, что коммунизм уже здесь. Я говорю об этом, потому что сам видел шокирующий пример. Около 10 дней назад я читал речь в Афинах в общественном парке. Это большой парк в центре города, рядом с тем местом, где полиция застрелила 15-летнего Алексиса Григорополиса в декабре 2008. Среди всех восстаний, последовавших за убийством, было взятие парковки недалеко от места убийства, в центре города. Восставшие снесли стены парковки и переделали ее в красивый сад, которым пользуются жители окрестных домов, дети. Первый раз когда я пришел туда, я подумал: «Это коммунизм, это – революция». И я считаю, что это и есть коммунизм, это именно то, что означает коммунизм. В-первую очередь, потому что сад – символ “Нет”, символ “Хватит! Мы не можем дальше жить в капиталистическом мире, создавая и воссоздавая его, потому что он разрушает наше общество очень быстро. Мы должны разорвать эту цепь капитализма сейчас, а не когда-то потом”.

Этот отказ продолжать капитализм был основной идеей создания сада. Но этот отказ, этот гнев превратился в созидание, не просто бесконечное отрицание, бесконечное противление. Трансформация гнева в перемены в Афинах, и эта перемена замечательна по двум причинам. Во-первых, этот сад символизирует то, что нужны перемены не только в наших социальных отношениях, но также и в наших отношениях с другими формами жизни. Антикапитализм, коммунизм должен быть основан на других отношениях с растениями и животными, которые нас окружают.

Во-вторых, этот сад создает другие аспекты социальных отношений,  это процесс создания трещины в логике капиталистического социального единения. Можно представить себе строителей парка, устанавливающих символические таблички «Капитализму вход воспрещен» вокруг сада, здесь мы создаем что-то другое, новое. Здесь мы не будет делить землю по цене за квадратный метр, здесь мы будем оценивать землю по радости, которую она доставляет нам и нашим детям.

Это некапиталистические социальные отношения, которые противоречат логике капитализма, они сознательно создают отношения, которые асимметричны капиталистическим, отношения горизонтальности, сотрудничества, дружбы, любви. Отношения, которые не укладываются в логику капитализма. Это общественное строение, которое развивает традиции общественности антикапитализма, новый путь, на котором движение пытается само организовываться, принять горизонтальные решения, которые вовлекут в борьбу всех. Сад можно воспринимать как коммунистическое пространство.  Коммунизм – это не далекое будущее, ведь мы даже не знаем, будет ли это будущее. Коммунизм существует в щелях капитализма, в щелях капитала, коммунизм существует внутри, против и за пределами капитализма. Он всегда сложен, противоречив. Конечно, есть проблемы и конфликты, конечно, приходится как-то защищать сад от полиции.

Как они создали и поддерживают это общее пространство? Это единственное видение революции, единственное возможное восприятие революции: создание, расширение умножение таких общих пространств, таких трещин доминирования капитализма. Когда начинаешь задумываться, этот парк – не просто крошечный местный пример, как Славой, скорее всего, хотел бы заметить. Подобные примеры существуют повсюду. Народ создает подобные пространства, запретные зоны, в которые они не пускают капитализм, где они развивают свою жизнь согласно другой логике. В Юго-Восточной Мексике, в сапатистских районах,  повсюду установлены таблички с надписью «Недобросовестное правительство вон, здесь руководит народ».

Эти таблички можно представить себе в парке в Афинах. Это то, что существует вокруг заводов, вокруг свободных общественных движений, то, что все мы делаем в своих отношениях с детьми и близкими. Мы говорим, что капиталу здесь не место, здесь мы развиваем что-то другое, другие социальные отношения. И когда начинаешь думать о коммунизме таким образом, понимаешь, в мире существует не только доминирование, но и трещины, в которых виден коммунизм. Возможно, коммунизм – не совсем верное слово. Больше подходит коммунирование, процесс, в рамках которого народ пытается объединить общество. Коммунизм в полном смысле этого слова  – мировая система, в которой мы все участвуем в управлении своей жизнью. Но на данный момент у нас есть эти только движения коммунирования.

Говоря о таких примерах, о коммунировании, и это не микрополитика, я считаю, не стоит считать их автономными, замкнутыми в себе, существует множество трещин разбегающихся в разные направления. И эти трещины сходятся воедино, часто так, как мы не можем предположить. Поэтому когда мы говорим о радикальной социальной перемене, необходимо говорить о слиянии трещин.

Но проблема в том, что у нас нет модели для обсуждения слияния этих трещин. Мы можем заявлять, что для этого необходима какая-то организация, но это должна быть не институционализация, потому что она не работает. Институционализация не работает, потому что эти трещины по своему характеру – новое, порог на пути к новому обществу, новым отношениям. Институционализация – это всегда давление настоящего над будущим, и именно поэтому институционализация не подходит для направления развития этих трещин. Разве мы не организовывали революцию? Невозможно организовать революцию, восстание, ведь это движения, которые никто не контролирует. Мы можем только направлять, провоцировать,  расширять, но институализировать, организовать невозможно. И это ответ на вопрос Славоя о Эво Моралесе, когда в Боливии в 2000-2005 появилось взрывное количество трещин, коммунизации. Выборы Моралеса направили этот процесс коммунирования в противоположную сторону, в сторону государственной организации, и во многом привели  к завершению этого процесса. Это то, к чему приводит институционализация, коммунирование и государственная организация двигаются в противоположных направлениях.

Как же можно ускорить слияние трещин, процесс коммунизации? Я считаю, что лучший способ – это мыслить категориями резонанса, лучей, света в темноте. Для меня парк в Афинах  – это свет, который освещает глубокую темноту. И чем больше мы оглядываемся, тем больше таких лучей мы видим. И мы должны создавать и укреплять эти лучи. Для меня это и есть коммунизм.


Видеозаписи выступлений доступны здесь: http://philosophytoday.ru/


Комментарии