"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Нанси &
Агамбен: невозможное сообщество возможно
Нанси &
Агамбен: невозможное сообщество возможно
Ничто так не поучительно…
как способ, которым Спиноза мыслит общее. Всем телам, говорит он, свойственно
выражать божественный атрибут протяженности. … Однако, то что является общим,
никоим образом не может выражать сущность единичной вещи. Главной здесь
является идея сообщества без сущности, солидарность, никоим образом не
связанная с сущностью. Захват места, связывание единичностей через атрибут
протяженности, не объединяет их сущностно, а рассеивает их в существовании.
Дж. Агамбен
Традиционно идеи сообщества воспроизводят понимание
коллективности, которое ассоциируется с закрытостью/завершенностью,
непрерывностью, единством и универсализмом. Здесь всегда маячит идея нации, при
этом упускается действительные
неравенство и эксплуатация, которые на деле господствуют, и почти всегда
сообщество представляется органичным единством в виде горизонтального
товарищества или даже братства.
Идея такого сообщества строится на закрытии или
завершении множественных форм принадлежности. Другими словами, предполагается базовое насилие (Деррида 'Force of Law: The Mystical "Foundation of
Authority"1992).
Базовое насилие коллектива, единообразного сообщества,
стирает различия, противоречия и формы существования и принадлежности, которые
не согласуются непременным образом с установлением идеи сообщества.
Как
предлагает восстановить утраченный потенциал сообщества постструктуралистская
линия мысли?
Хотя в этой традиции много разных исследователей,
которые работали над идеей сообщества (Деррида, Фуко, Лиотар и т.д.), в
качестве базовых мыслителей принимаем Жана-Люка
Нанси («сообщество без единства», 1991), и Джорджо Агамбена («грядущее сообщество», 1993).
Такое понимание
сообщества не только маркируют поворот в способе, которым можно продумать
установление идеи сообщества, но также и сдвиг в способе которым можно
мобилизовать сообщество через создание нового языка солидарности.
Нанси в Непроизводимом
сообществе и Агамбен в Грядущем сообществе - предлагают концепцию сообщества,
отмеченную сдвигом в мысли от идеи сообщества
как концепции, которую мы всегда уже полагаем, находясь у неё внутри (т.е.
уже красный, француз или мусульманин или активист), к такому способу
мысли, где не гарантированы
смысл, идентичность, принадлежность; к концепту,
который не имеет сущности, относящейся к единообразной коллективности.
Это и есть идея Нанси о сообществе без сообщества.
Агамбен разделяет такую критическую траекторию, указывая на грядущее сообщество – сообщество «без участи и без сущности,
сообщество, которое, возвращаясь, никогда не присутствует как приоритет».
Нанси смещает вопрос о сообществе, перенося внимание с
понятий идентичности и принадлежности (существования-в) к идее сообщества, которое непрестанно
работает над производством более демократических, открытых и подвижных
отношений с другими для привития чувства «бытия вместе».
Агамбен предлагает идею сообщества, базирующуюся на
положении о принадлежности без идентичности. Это сообщество единичностей,
фрагментарностей; речь идет о «человеческом существовании, чьё
сообщество не опосредовано ни произвольным условием принадлежности…, ни простым
отсутствием условий, … на
самой принадлежностью».
При таком переустановлении, учреждении «сообщества без сообщества» (Нанси),
производится сеть отношений, множественность (термин Хардта и Негри в Империи), которая не связана с
расовым, классовым, гендерным, сексуальным и/или культурным единением,
полагаемым как исходное условие. Можно сказать, что такое сообщество
ассоциируется с отношениями, сформированными «поперек» этих категорий (существования-с),
это есть сообщество-без-идентичности, также «без всякой репрезентации
или возможного описания», это есть «абсолютно нерепрезентируемое сообщество»
(Агамбен).
Идея сообщества у Нанси и Агамбена остается абсолютно
нерепрезентируемой поскольку нет понятий, концептов, или репрезентативных
аксиом, которые могут потребовать представить идею сообщества. Оно остается
абсолютно нерепрезентируемым, поскольку работает против идеи сообщества, у
которого самое основание состоит в коллективизации, установлении
«существования-в» и производстве способов репрезентации, подразумевающих некое
основание.
Т.о. прерывается нормативное полагание сообщества и
раздаётся призыв к возрождению сообщества не в виде пассивной идеи (которая уже учреждена), но как само-порождающей
активности.
Сообщество как активная идея, как прерывание, требует
действовать исходя из положения о невозможной коллективности. Это прочитывается как отказ от приведения в порядок во имя
коллективности сообщества поскольку,
упраздняя дискурс, предполагающий «основание», сообщество «непрестанно сопротивляется
самой коллективности в той степени, в какой оно сопротивляется индивидуальному»
(Нанси). Заклинание Нанси о непрерыном сопротивлении/отказе от коллективности –
центральное в его концепции «сообщества без сообщества», оно подрывает сами основания бутафорского
сообщества (как идентичности и принадлежности, отмеченных призывом к
сингуляризации и унификации традиций, историй и мифов).
Сообщество Нанси и Агамбена работает не из предпосылки
коллективности, и это ввергает в кризис логику основания и насилия, на которой
концептуализируется идея сообщества.
Продуктивная точка входа для «совместного нахождения в
пространстве … бытия-совместно без единения (assemblage)» (Нанси).
Сообщество, как активная идея, призывает к
отказу, отмене исходных
понятий на которых идея строилась. Сообщество способно представлять лишь
фиктивную гармонию своих членов, подавляя случайный характер собственного
установления. Как активная, прерывающая идея, сообщество призывает к
непрерывному отключению тотализирующих и исключающих мифов коллективности, на
которых оно построено. Как активность сообщество призывает к открытию иных возможностей
и потенциальностей, скрытых в сетях отношений, в проживании и существовании с
другими.
Полагая базовую активность, сообщество нужно мыслить
как процесс, сражение или битву за установление соединений, связей и отношений,
даже если сама невозможность категоризации продолжает угрожать собственной
активности.
Главное здесь - ощутить пафос
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"