"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
р. 1966 в Лондоне
Среди советских меломанов 70-80-ых имел хождение вредный предрассудок: "Пинк Флойд" до "Dark side of the Moon" - говно. Фактически же, утверждение верно с точностью до наоборот: после двойника "Ummagumma" группа могла больше не записываться - место в истории психоделической музыки ей было уже обеспечено. "Только вышло по-другому. Вышло вовсе и не так..."
DAEVID ALLEN
Сергей Клейн
Кентербери-рок: психоделия или политика?
Введение
Самым
эффективным методом тотального воздействия на общественное мнение и
индивидуальное сознание каждого отдельно взятого члена социума на сегодняшний
день является музыка. Тоталитаризм сегодня
- это не подвалы НКВД и узилища гестапо, а стильно упакованные
виртуально-сладенькие "Spice Girls", мурлыкающие о безобидных
маленьких радостях клеточного разума млекопитающего, наслаждающегося своими
"пятнадцатью минутами славы". Популярная песня - это, естественно,
самая надежная упаковка для тонко завуалированных лозунгов. А впервые доказали
это на практике еще "Битлз".
"Все, что тебе нужно - это
любовь", помните? Впрочем, в 1970 году сам Леннон выступал уже с прямо противоположных позиций. Песня Working Class Hero: "Они пичкают вас религией, сексом и
ТВ/И вы думаете, вы - такие умненькие, деклассированные и свободные/ И все
равно вы - fucking плебеи, насколько мне видно". John Lennon and the Plastic
Ono Band. 1970-й год. Радикально? Да. Хотя миллионами ворочать тоже не хило.
Искусство часто
служит полигоном для испытания самых передовых социальных идей.
Политизированный рок пришелся ко двору. Ха!, он даже стал популярен - сколько
хиппи сотрясало телесами в ритм "Freedom" Ричи
Хейвенса и "Get out of
Vietnam" Кантри Джо
Макдональда! Рок привыкли считать мощным оружием борьбы за мир, но в лучших
своих проявлениях это - мощное оружие борьбы против мира. Метод ухода (трансценденции) или
метод сопротивления (преодоления).
Интересным
направлением, парадоксально совместившим эти две программы, был так называемый "Canterbury rock" -
психоделический британский вариант фолка, представленный в истории музыки ранним творчеством групп Pink Floyd (до 1969 г .), Caravan (до 1972 г .), Soft Machine (до 1972 г .), Gong (до 1975 г .), и таких
музыкантов, как Дэйвид Аллен (Daevid
Allen), Кевин Айерс (Kevin Ayers) и Роберт Вайатт (Robert Wyatt). Их
истории ярко иллюстрируют борьбу психоделии, политики и конформизма в контексте
капиталистической культуры.
PINK
FLOYD
р. 1966 в Лондоне
Среди советских меломанов 70-80-ых имел хождение вредный предрассудок: "Пинк Флойд" до "Dark side of the Moon" - говно. Фактически же, утверждение верно с точностью до наоборот: после двойника "Ummagumma" группа могла больше не записываться - место в истории психоделической музыки ей было уже обеспечено. "Только вышло по-другому. Вышло вовсе и не так..."
Тем не менее,
влияние ранних "Пинк Флойд" на британскую и европейскую психоделию
безгранично. В 1966 году трое студентов лондонского архитектурного колледжа, Роджер Уотерс (бас), Ричард Райт (клавишные)
и Ник Мэйсон (перкуссия) знакомятся с поэтом и непрофессиональным гитаристом
Сидом Барреттом, заинтересованным, в
основном, в LSD; чуть меньше - в
звуковых экстремах электрических инструментов. В 1967 году квартет записывает
эпохальный альбом "Piper at the
Gates of Dawn". "Пинк Флойд" добивается уникального
звучания: их музыка сочетает психоделические лозунги гуру LSD Тимоти Лири с мистическим кентерберийским фолком, уходящим корнями
в таинственные обряды друидов, и жестким гитарным роком. Альбом предвосхитил
появление Velvet Underground в
Нью-Йорке на несколько месяцев, и в дальнейшем повлиял на становление шумового пост-панка начала 80-ых (Sonic Youth, Mudhoney в Сиэттле, Contortions,
D.O.A в Нью-Йорке).
В 1968-м году
Барретт с головой погружается в acid.
Безоглядный уход в психоделики
сопровождается увольнением Сида из "Пинк
Флойд". Его место занимает бывший звуковик группы Дэвид Гилмор. Он же продюсирует два небезынтересных соло альбома
Барретта. В 1968-м появляется великолепный альбом "A Saucerful of Secrets"; в 1969-м за ним следует двойной
концертный/студийный диск "Ummagumma".
Где-то между ними группа записывает саундтрек
к фильму Барбета Шродера "More". Прослушивая этот
альбом сегодня, становится ясно, откуда "растут" Can (*), Kraftwerk, а стало быть, не только "krautrock" и "kosmische musik", но и вся
последовавшая за ними электронная музыка 80-х и рэйв-культура 90-х. Однако уже
на этой пластинке тексты становятся менее интересными. Слышим мы и такое: "Your manager and agent are busy on the
phone/ Selling coloured photographs to magazines back home. (Твой менеджер и агент занимают телефон,
продавая цветные фотографии в иллюстрированные журналыдома").
Дальнейшую творческую
историю "Пинк Флойд" мы
приводить не станем. Как известно, она печальна.
ROBERT
WYATT
р. 1949 г . в Великобритании
Фигура Роберта Вайатта является ключевой в процессе объединения двух мощных
английских тусовок конца 60-ых - лондонского фри-джазового андерграунда и европейского лево-радикального политического движения, репрезентированного в
музыке движением "Рок в оппозиции" (лидер: Крис Катлер).
Роберт
Вайатт родился в 1949-м году в
либеральной миддл-классовой семье английских интеллигентов. С детства он учился
играть на скрипке, фортепиано и ударных. В четырнадцатилетнем возрасте судьба
впервые сводит его с другим "monstre
sacre" кантербери-рока: на объявление о сдаче комнаты, помещенном
Вайаттами в газете, откликается приличный (с виду) "молодой студент"
по имени Дэйвид Аллен. На поверку
"студент" оказывается полулегальным репатриантом из Австралии - поэтом-битником и джазовым музыкантом. Он знакомит Роберта с музыкой Телониуса Монка, Чарли Паркера, Диззи
Гиллеспи, а также с лизергиновой кислотой, которую он много и охотно
употребляет. Пока Аллен ничего не желает знать о рок-н-ролле, довольствуясь
регулярными сешнами с такими музыкантами как Джинджер Бейкер (позднее - Cream и Blind Faith) и Хью Хоппер (позднее - Soft Machine).
После попытки самоубийства, предпринятой Вайаттом-младшим, Мефистофель-Аллен
изгоняется из дома, и их пути на некоторое время расходятся.
Снова они
пересекаются в 1966 году, когда Вайатт
(ударные, вокал) и его друзья - органист Майк Рэтлэдж и гитарист/вокалист
Кевин Айерс основывают группу. Она периодически меняет названия вплоть до
1967-го года, когда к ним примыкает Аллен
и предлагает сменить его на "Soft
Machine" (Мягкая машина) - позаимствованное из одноименного романа Уильяма Берроуза. Музыканты быстро
становятся популярными в том же психоделическом андерграунде, из которого вышли
Pink Floyd. Однако в конце 67-го
Аллен так и не возвращаетсяиз турне по Франции, а оставшееся трио тут же "возрождается" в Лондоне, где
и записывает свой дебютный альбом "The
Soft Machine" в стиле "интеллектуальная
поп-психоделия". Популярность "софтов"
доходит до того, что Джими Хендрикс
лично упрашивает их сопровождать его в турне по США. В знак солидарности и
уважения к коллегам Митч Митчелл
(барабанщик Хендрикса) презентует Вайатту ударную установку.
Из Америки Рэтледж
и Вайатт возвращаются без Айерса, который уходит из группы в... двухлетний
запой на Махорке. С 1970-го по 1973 Айерс, при помощи музыкантов "Гонга" и своих бывших коллег
по "Машине", записывает
серию классических кентерберри-роковых альбомов, один из которых - Joy of a Toy - по сей день считается "лучшим поп-альбомом всех времен"
(Алан Фримен, журнал "AUDION"). Айерса сменяет на посту старый
знакомый группы - Хью Хоппер. Его
появление знаменует переориентировку группы на жесткий полиритмичный органный
рок с открытой импровизационной структурой (не
обошлось без влияния Майлза Дейвиса). Появляется более жесткая, чем
дебютный альбом, пластинка Soft Machine
2. Вскоре в группу приглашается саксофонист
Элтон Дин, а вслед за ним появляются и другие представители лондонского
фри-джазового андерграунда: духовики Марк
Чариг, Лин Добсон, Ник Эванс, Алан Скидмор. Так Soft Machine физическии духовно "братается"
с другой группой, вышедшей из этой тусовки - King Crimson. В 1970-м году септет записывает альбомы Third и Fourthи гастролирует (постепенно
преображаясь в секстет, квинтет, и наконец -квартет). Музыка все глубже
уходит в свободный джаз-рок; они -
супер-популярны в Европе. Но уже через два года от первоначального состава остаетсяодин
Майк Рэтледж. Еще раньше, в конце 1971-го, уходит Вайатт.
Новая группа
барабанщика называется The Matching Mole.
Она пропагандирует коммунистические идеи
в агитационном стиле, близком к ленноновскому альбому "Some Time in the New York City" (1972). Обложки обоих
альбомов группы (единственных, не считая
"посмертного" The Peel Sessions) украшают красные знамена, серпы
и молоты (см. в особенности The Little Red Record). Позднее эту эстетику
позаимствуют Henry Cow (обложка
альбома "Western Culture"). А с 1974 года Вайатт записывается соло.
Сперва ему
помогают джазовые друзья, а потом - и левые радикалы, примыкающие к движению Rock
in Opposition (RIO). В 1974 году основатели движения Фред Фрит и Крис Катлер посвящают ему (и
басисту Guru Guru Ули Трепте) альбом Henry Cow "Unrest". Сам Вайатт выпускает две великолепные
пластинки - "Ruth is Stranger than
Richard" (1978) и "Rock Bottom" (1980).
В конце 70-х
Роберт, давний любитель крепко забухать, в пьяном виде вываливается из окна. В
результате он остается без ног и теперь навеки прикован к креслу. Но играть (и
на ударных тоже) он не перестает; напротив - осваивает клавишные, бас-гитару и
трубу. В 80-ых он в одиночку продюсирует и записывает несколько альбомов, среди
которых - "Old Rottenhat".
Их музыкальная эстетика предельно проста: две
параллельные ритмические фигуры тарелок и барабанов; "амбиентный" фон
синтезатора; идущий наперерез ритму контрапункт вокала (кстати, безупречный
концептуальный ход - контрапункт и контр-культура). Основной упор - на тексты.
Жанр: пропаганда, лозунг. Вот слова песни
The United States of Amnesia:
Соединенные Штаты Амнезии
Бывают разные степени амнезии, забывают по-разному
И по-своему помнят все сделанное добро
И по-своему помнят все сделанное добро
А если нет свидетелей, напоминайте себе сами:
Никто не может быть розово-хорошим постоянно
И если бы вы не истребили всех этих краснокожих давным-давно
Они и так бы сами сдохли все равно, все равно
Да не побеспокоят вас их духи, и господь пошлет
Достойный камень на могилу храброго Чероки
Освободите место для страны свободных
Поаплодируйте цивилизации опять и можете
Строить свою арийскую империю спокойно.
Никто не может быть розово-хорошим постоянно
И если бы вы не истребили всех этих краснокожих давным-давно
Они и так бы сами сдохли все равно, все равно
Да не побеспокоят вас их духи, и господь пошлет
Достойный камень на могилу храброго Чероки
Освободите место для страны свободных
Поаплодируйте цивилизации опять и можете
Строить свою арийскую империю спокойно.
До конца 80-х
Вайатт хранит молчание, но в 97-м поражает всех своим новым альбомом "Shleep", записанным при
поддержке старых друзей - Брайана Ино, Фила
Манзанеры (оба - экс-"Roxy Music") и Эвана Паркера. Новый альбом
вносит свежую струю воздуха в казалось бы навеки позабытый "кентерберри-рок". Вайатт сегодня - это поэт, гармонично
сочетающий в себе мудрость алкоголика-одиночки Чарлза Буковски и политизированность
европейского интеллектуала-левака (каковой отдаленно напоминает
"Бесов" Достоевского), вроде цитируемого Вайаттом Ноама Чомски: "Стадо независимых умов, как правильно
сказал Чомски, джоггингом бегущее в бой, размахивая старыми школьными галстуками..."
(песня "Союз", 1986). К этой традиции примыкает также и поэзия Криса Катлера, Тома Коры и других
активистов "рока в оппозиции".
Но об этом - в отдельной статье.
DAEVID ALLEN
Gong
Я
видел Дэйвида Аллена дважды - в 1995
году с Gong в Денвере, и в 1998-м в
Нью-Йорке с Хью Хоппером и Пипом Пайлом. Несмотря на возраст (а родился Аллен в 1939 году в Австралии),
он выглядит вполне молодо и жизнерадостно, хотя этот, похожий на ирландца,
худой рыжий человек с бледным лунным лицом (в школе его дразнили moonface) никогда не претендовал на
статус секс-символа, столь свойственный прочим рок-звездам. Впрочем, Аллен
никогда и не был типичной рок-звездой.
Поэт-битник, великолепный знаток нетрадиционного джаза, Аллен довольно рано покидает родную Австралию
и в начале шестидесятых попадает в Лондон. Несмотря на бешенный успех "Битлз", "Стоунз" и
прочих, рок-н-ролл ему чужд. В середине 60-ых он попадает в знаменитый "Бит Мотель" в Париже, где
знакомится с Уильямом Берроузом.
Совместно они ставят несколько экспериментальных пьес: окруженный совокупляющимися прямо на сцене монахинями, Берроуз,
облаченный в наряд католического священника читает свои произведения, а Дэйвид
Аллен и его группа играют агрессивный гитарный noise.
В
Париже Аллен знакомится с художницей и поэтессой Гилли Смит, которая становится для него фигурой, аналогичной Гале Сальвадора Дали и ленноновской Йоко Оно. Вместе они воспитают четырех
детей, создадут одну из величайших психоделических групп - Gong, рассорятся "навсегда",
и лишь в середине 90-ых воссоединятся и станут добрыми друзьями. А пока они
ведут богемный образ жизни - живут на яхте, принадлежащей богатому любовнику
Гилли, пишут стихи, экспериментируют с кислотой. В результате мистического
опыта, связанного с LSD, Дэйвиду
является видение, в котором перед ним предстает вся его будущая жизнь: Soft Machine, Gong и так далее. Сэтого
момента Аллен начинает воплощать свою миссию в реальность. С появлением на
горизонте Хью Хоппера, он "въезжает" в рок-н-ролл,
изобретает свой собственный уникальный стиль игры на электрогитаре (он называет
его glissando guitar) и начинает
экспериментировать с пленочными "кольцами".
Хоппер оказывается старым знакомым Роберта Вайатта и, вернувшись в Лондон,
Аллен присоединяется к Soft Machine.
В
1967 году Аллену отказывают в повторном въезде в Великобританию. Он вынужден
остаться в Париже. Появляется первый состав группы, которой суждено стать Gong'ом. В нее входят, помимо Гилли (вокал)и Дэйвида (глиссандо-гитара,
вокал), басист Арчи Леггетт и барабанщик Пип Пайл. Выходят первые сольники Аллена и Смит - "Bananamoon"
(1968) и "Magick Brother, Mystic Sister" (1969). В Париже конца
шестидесятых существуетобширная тусовка эмигрировавших из США фри-джазовых музыкантов, и Аллену
удается склонить многих из них к совместному сотрудничеству. Так на "Magick Brother, Mystic Sister"
ему помогают Эрл Фриман и легендарный
Баррэ Филлипс. В 1970 году появляется классический "Camembert Electrique", а одновременно с ними -
уникальный гитарист Стив Хилледж и
саксофонист Дидье Малербе, а также название Gong.
Мифология
планеты Гонг - неотъемлемая часть творчества Аллена. В ней находят воплощение
все его идеи той поры, связанные с психоделией, контр-культурой и политикой.
Сага о приключениях Капитана Козерога,
Блумдидо, Гилли, Рыбы Фреда и прочих выполнена в необычной абсурдистской
манере Кэрролла и Толкиена, перенесенной в политический
контекст конца 60-ых. С этого момента творчество Аллена и его группы становится
концептуальным. Члены ансамбля превращаются в авторов-персонажей собственных
произведений, их имена собственные никогда не фигурируют на обложках пластинок.
У группы появляется "спонсор"
- одуревший от психоделиков миллионер, который покупает "Гонгу" целую ферму в Бретани. Здесь музыканты строят
звукозаписывающую студию и живут все вместе, с детьми, женами и друзьями одной
большой коммуной. Запись альбомов носит ритуальный характер: она происходит в полнолуние, а предшествует
ей коллективное употребление лизергиновой кислоты.
С
1972-го по 1975-ый группа записывает центральную для своего творчества трилогию
"Radio Gnome Invisible". Одна
за другой выходят три пластинки: "The
Flying Teapot" (1972), "Angels Egg" (1973), "You"
(1975). Из-за проблем с контрактом и адвокатами, обложки всех трех украшает
надпись: "Укради эту пластинку, если можешь!"
(о концептуальном аспекте творчества
Аллена смотри мой текст "Rip It Off! (посвящается 30-летию группы
Gong)"). Группа обретает культовый статус в Европе - фактически, Gong-freaks (так называют себя ее фанаты)
- это отдельная секта, наподобие deadheads
(фанаты Grateful Dead) в США: они колесят по Европе, сопровождая
концертирующую группу повсюду. Концерты Gong
- это, по сути дела, инициатические трехчасовые психоделические обряды. Как еще
назвать непрерывное повторение мантры "Я
- это вы, вы - это я"?..
В
1975 году Аллена настигает карма: из-за
его решения прекратить употребление психоделиков (да-да...) его изгоняют из
собственной группы. Жалкое подобие былого "Гонга" под названием Pierre
Moerlen's Gong (Пьер Мёрлен сменил Пайла на посту барабанщика в 73 году)
продолжает периодически выпускать весьма жалкие альбомы, внося еще большую
сумятицу в и без того запутанную дискографию группы. Кроме этого, время от
времени возникают на горизонте проекты кого-то из старых членов команды (существуют Mother Gong, Paragong, Gong
Maison и пр.). Несколько лет Аллен сидит тихо, но уже в 79 году он
переезжает в Нью-Йорк, где специально к его приезду нью-йоркские
единомышленники музыканта наскоро сколачивают группу, состоящую из Билла Ласвелла (бас), Клиффа Культрери
(гитара) и Фреда Маэра (ударные). Позднее трио становится известным под
названием Material, а пока Аллен
[почти] возрождает старое название, и New
York Gong (+ Креймер и Гари Виндо) записывают альбом "About Time". Это - великолепный диск, один из немногих
примеров музыки "никакой волны"
(no wave) - варева из фри-джаза и
психоделии на основе импровизационного панк-рока.
Злобные и ироничные стихи Аллена демонстрируют, насколько далеко он отошел
псевдо-идеалистического пафоса психоделии 70-ых...
В
1993 году, к 25-летию группы, Аллен возрождает "Гонг" в старом составе и выпускает несколько
концертников (Shapeshifter - один из
них). Совсем недавно, в конце 1998-го в Нью-Йорке состоялся фестиваль,
посвященный 30-летию одной из величайших и самых необычных психоделических
групп.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
К чему все это? Поясняю: опыт кентербери-рока демонстрирует процессэволюции
авангардных течений, поскольку в его истории намечаются, а затем перерастают в
противоборствующие, две магистральные программы, выходящие за рамки искусства и
воплощающиеся непосредственно в жизнь. Первая - "иудео-христианская"; жизнь
воспринимается как препятствие на пути к иным, "высшим" состояниям.
Вторая - "дзенская"; жизнь как интегральнаячасть трансгрессии,
необходимое условие для осуществления перехода. Не только культура, но и сама
жизнь пульсирует исключительно благодаря столкновениям этих полярных идей и их
носителей.
Однако опыт
западной "левой культуры", как
правило, неуклонно поглощающейся мейнстримом, показывает, что подобное
противостояние удачно используется системой для осуществления политики "разделяй и властвуй". В
результате все серьезные идеологическиеконфликты так и не выходят за рамки "коллапсирующих" структур -
арт-тусовок и потребителей искусства. Столкновение мгновенно консервируетсяи
музеифицируется в набухших несвежей кровью венах западной культуры. Бунт
превращается в очередной артефакт ("На
карте истории появляется еще один Мавзолей Бунта". Д. Пименов).
Куда-то деваются радикальные художники, поэты, музыканты. Спиваются писатели и
старые ситуационисты, и выпрыгивают в окна, подобно Жилю Делезу, философы-постструктуралисты. Уходят в толстобрюхие
бородатые профессора колледжей бывшие битники – всеэ ти Корсо, Гинзберги, Ферлингетти. Изредка встречаются исключения: Буковски тут, Катлер там... А система
продолжает существовать. С чем вас и поздравляю!
Кстати, "Пинк Флойд"
знали и ценили творчество Can, и даже предлагали им сопровождать себя в мировом
турне. Сославшись на то, что они "любят играть длинные сеты" (Can
вошли в книгу рекордов Гиннеса за самый длинный рок-концерт - 13 часов), немцы
отказались.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"