Эльдар САТТАРОВ - "Унитарный империализм" Арриго Черветто

"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"


"Унитарный империализм" Арриго Черветто

Эльдар САТТАРОВ, г. Алматы



Издание первой части "Унитарного империализма" Черветто на русском предоставляет русскоязычному читателю уникальную возможность окунуться в атмосферу послевоенной идеологической борьбы и поисков на крайне левом крыле итальянской политической жизни. В публикуемой первой части отлично прослеживается эволюция автора, активиста антифашистского Сопротивления и участника Итальянской Анархистской Федерации, к позициям, перемежающимся с левокоммунистическими. Возможно, во многом это произошло благодаря его личному знакомству с Амадео Бордигой и деятельностью Интернациональной Коммунистической Партии, от которых он усвоил и перенял в свое время ключевую концепцию государственного капитализма в СССР, без которой невозможно понимание "Унитарного империализма" во всей его радикальности. Книга представляет собой сборник статей разных лет и из различных источников, посвященных анализу единой системы Капитала той эпохи, конкуренции/союза между западным и восточным империалистическими блоками, всю подоплеку их взаимодействия в мире, на экономических рынках и на территории третьих стран.

Однако, на мой взгляд, современный читатель должен делать скидку на
ограниченность идеологической перспективы той эпохи в своем критическом отношении к ряду положений, разбросанных тут и там в тексте. Как и большинство марксистских групп и движений того времени, автор, помимо своих радикальных позиций, во многом наследует также реформизму исторической социал-демократии. В частности, он нисколько не ставит под сомнение прогрессивность капитализма и закономерность его перехода на определенной стадии в социализм (т.н. "низшую ступень коммунизма", еще один реформистский тезис!). К примеру, в публикуемой 1 части, содержится оценка африканского национально-освободительного движения того времени, производя которую, автор в своем энтузиазме по отношению к капиталистическому способу производства практически ничем не отличается от госкапиталистических доктрин своих сталинистских оппонентов:

"Антиимпериалистический бунт африканских народов на деле не является предвосхищением социалистического общества на континенте. Это необходимый этап для уничтожения империалистического господства, разложения феодальных слоев, высвобождения экономических сил и энергий, необходимых для построения национального рынка и промышленной капиталистической структуры, для преобразования сельскохозяйственных племенных народов в современный пролетариат, для установления современного общества, для появления новых социальных классов, необходимой основы для борьбы и социалистической революции". (Черная Африка: точка стыка между антиколониалистской и пролетарской борьбой)

Особенно наглядной в этом смысле выглядит во многом анахроничная уже на тот период оценка промышленного рабочего класса и той революционной роли, которую он якобы должен был сыграть в Африке. По сути, мифическая концепция рабочего класса - Мессии, зародившаяся в период "формального господства капитала" в Западной Европе 19 века, с течением времени стала не менее реакционным понятием, чем, скажем, "избранный народ" или "высшая раса". Если у самого Маркса "пролетариат" фигурировал в качестве носителя фундаментального отрицания капиталистического общества и, соответственно, самого себя, как класса наемного труда, то у марксистов (и фашистов) он превратился в носителя продуктивистских ценностей, идеализированный социальный класс, который должен был по перевернутой логике вещей занять господствующее положение в обществе в качестве оплота увековечиваемой им капиталистической системы. Напротив, все еще сохраняющееся до сих пор сильное коммунитарное измерение в традиционной жизни африканских народов абсолютно игнорируется в данной статье, как заведомо не заслуживающий внимания фактор.

Тем не менее, к чести автора следует сказать, что он не злоупотребляет подобными идеологическими выводами и доктринерством, в большинстве случаев ограничиваясь очень объективным описанием и анализом происходивших в мире событий. Кроме того, обилие фактов, цифр, наглядных примеров, убедительно подтверждающих правдивость видения бесчеловечной системы унитарного империализма, превращает эту книгу в достаточно увлекательное и полезное чтение для революционера.