"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Паралич критики
Паралич критики
http://liberadio.noblogs.org
Академическая левая, кажется, едина в
своих многословных теориях: от «Арабской весны» до «Occupy Wall Street» и
обратно, международные протесты, якобы, обещают возвращение идеи коммунизма.
Если бы это было так, дела его были бы плохи.
Взгляд назад: книга стала бестселлером,
вдохновила Новых Левых 60-х и 70-х годов, но пропала из виду в 80-е, с 90-х
годов её можно найти лишь в антиквариате — и считается сегодня одним из
забытых, т.е. неизвестных теоретических трудов либертарной оппозиции. Книга «Одномерный
человек» Герберта Маркузе вышла в 1964-м году в США незадолго до
международных протестных движений, немецкое издание появилось в 1967-м, как раз
к возникновению Внепарламентской опоозиции (APO).
Центральный тезис Маркузе в его, согласно
подзаголовку, «Исследованиям идеологии развитого индустриального общества»: тотальность современных обществ сгущается в
условиях корпоративного капитализма «тоталитарно», но не в смысле
террористического режима, а как система технологической рациональности, которая
вместе с расширением свобод расширяет и власть. Те же самые силы, которые
могли бы означать освобождение и умиротворение человеческого бытия,
одновременно усиливают механизмы приспособления и интеграции. И хотя «буржуазия и пролетариат (…) в капиталистическом
мире (…) всё ещё являются основными классами. Но капиталистическое развитие
настолько изменило структуру и функцию этих классов, что они больше не кажутся
носителями исторических изменений». Да и без того, общественной или
политической заинтересованности в исторических изменениях больше нет: «Политический потребности общества
становятся промышленными потребностями и желаниями». Они удовлетворяются
посредством беспрерывного товарного производства, которое постоянно технически
улучшается и тем самым, как кажется, постоянно улучшает жизнь. Люди
идентифицируют себя с обстоятельствами в фальшивой непосредственности. В
шестидесятые годы Маркузе назвал это «параличом
критики: обществом без оппозиции».
Протест
как протест социальный мог выразиться только против тотального общества и его
тоталитарной структуры. Маркузе
описывал это как необходимость «великого
отказа». Если критике целого не хватает понимания целого, она неизбежно
отбрасывается обратно в систему, интегрируется или уничтожается. Критическая теория и практика общества
обретает свою радикальность в последовательном шаге, в трансценденции
существующих общественных условий в их «конкретной тотальности» (Карл
Маркс). Нечто подобное сформулировал в марте 1969-го, за несколько месяцев до
смерти, Теодор В. Адорно: «Критическая
теория не стремится к тотальности, но критикует её. Но это означает, что она по
содержанию анти-тоталитарна, со всеми политическими последствиями».
Подобные формулировки, как и подобная
критика общества вообще, характеризуют тип теории, который с 1968-го года
постепенно сменяется другим: структурализм,
или постструктурализм претендовал тогда на теоретическую и практическую
радикальность. Но такую радикальность, которая, по словам Маркса, не
проявляется «ad hominem», т.е. на
человеке, а такую, которая, согласно Ницше, пытается разоблачить и, в конечном
итоге, упразднить «человека» как
властный диспозитив нормализации и контроля.
Вместе с этим произошла смена модерна на постмодерн — в общественном плане особенно явно видно в конце массового
общества и начале приватистского индивидуализма (преобладающая ориентация на индивидуальный стиль жизни, а не на
социальные классы; культурализация общественного положения; растворение
политического, с одной стороны, в управление и овеществление, с другой — прежде
всего, что касается «ценностей», в житейское, в common sense и иррационализмы
вроде религии и всевозможных сект).
Протестные движения, сформировавшиеся в
этой теоретической традиции как «левые», почти не обладают осмысленным и
обоснованным пониманием самих себя.
Что в 70-е лишь отчасти касалось западных
социальных государств (и породило своеобразные формы так называемых Новых
Социальных Движений и субкультур), утвердилось в ходе глобализации и, в
особенности после пирровой победы капитализма,
неолиберализма, в форме идеологической схемы нового мирового порядка. В
2000-м году оно под названием «Empire»
Тони Негри и Майкла Хардта превратилось в писульку — громадный
теоретический проект, который пафосным жестом претендовал на формулировку
перелома: что критическая теория общества
окончательно устарела, что при помощи диалектики и исторического материализма,
а кроме того, при помощи таких понятий как классовое сознание, отчуждение или
анализ формы ценности, в конце концов, такой цели (Telos) как освобождённое и
умиротворённое бытие людей ничего не добиться.
То, что тут окончательно было потеряно,
является, одним словом, утопией. Тем
самым, кстати, левая теория отреагировала в первый раз в масштабе бестселлера,
т.е. при особенном общественном внимании, на тот факт, что, вероятно, после
1989-го года, после краха «реально
существующего социализма», политические протесты против общественных
условий больше не находили своего общего знаменателя в (какой бы то ни было
искажённой) социалистической утопии. Да, кроме того, в 90-е стало ясно, что
различные протестные движения — все без
исключения остатки исторически устаревших общественных движений, от рабочего
движения, экологии и феминизма до панка — тоже не имеют потенциала и не
заинтересованы в том, чтобы вообще сформулировать какую-то утопию.
Потеря утопии отразилась на том, что
некогда называлось революционным субъектом: собственно, исторически возникший
субъект, который одновременно с этим, посредством своей способности делать свою
историю самому, присваивает себе власть как субъект (или освобождается). Как в
теоретическом, так и в практическом плане претензия на революцию в этом смысле
была отвергнута. Более того: теоретически и практически субъект тоже был
деградирован. Поэтому Хардт и Негри не заполнили пустующую нишу созданным ими
понятием «Multitude» (можно перевести
как «толпа»), а со всей аморфностью связали более или менее бесцельные и
ненаправленные протесты.
До Сиэтла 1999-го и Генуи 2001-х годов эта
теория всё ещё могла пониматься как необходимое дополнение к глобальным и
альтер-глобалистским движениям: по сути, Multitude всё ещё «левой», «антикапиталистической»,
«социалистической», даже если всё больше расистов, антисемитов, религиозных
фанатиков, дураков и разъярённых граждан делали толпу бандой.
То, что эти протестные движения каким-то
образом являются «левыми» (т.е. политически освободительными), больше не
является обязательным в их самопонимании. Что, при всех их различиях, для всех
них является общим: они не нуждаются в теориях, которые объясняли бы им,
насколько они революционны, насколько подрывными и воинственными они являются,
насколько они близки к коммунизму. То, что они зачастую ссылаются на, в
общем-то, такие лишённые теории писания как «Грядущее восстание» или
«Возмутитесь!» Эсселя, неспроста. Речь всегда идёт о упрямом
оправдании акционизма, как это,
возможно, наиболее симпатичным образом удалось Дэвиду Грэберу в «Direct
Action».
Но под вопросом остаётся – сформировались
ли эти протесты, которые группируются вокруг 2011-го года, как именно
социальные движения, из которых действительно могло бы возникнуть историческое
и создающее историю, собственно, согласно определению коммунизма у Маркса и
Энгельса, «действительное движение».
Но такая критика сбивает лево-популистский теоретический оптимизм с толку, от
имени которого, и впереди всех и громко, прежде всего, в буржуазных фельетонах
скандирует Славой Жижек: «Долгая ночь левых подходит к концу!» Ален Бадью отвечает, обращается к
«народу» и как старый маоист надеется на «пробуждение
истории». Каждое восстание для него — это «знак истории» для возвращения «идеи
коммунизма». Джон Холлоуэй
перечёркивает это, видит в сумме всех возможных сопротивлений «разлом капитализма» (прим. перев. –
«Crack capitalism», 2010). К этому присоединяются псевдо-теоретические
украшения сомнительной борьбы и идио-синкретических сопротивлений (queer
politics, например) в связке с переоценкой реакционных «движений» (исламизм).
При всех измышлениях, где и как в так
называемой «арабской весне», в «Occupy», в операциях по смене пола, в
городском садоводстве или коммунальной политике должна проявиться «идея коммунизма»,
теоретически-радикальное и практически-конкретное определение это идеи остаётся
совершенно непроделанным — и не в последнюю очередь потому, что связанная в
единый конгломерат интернациональных протестных движений оппозиция остаётся
безо всякого критического понятия общества.
Это характеризует актуальный паралич
критики. С ним продлевается то, что Маркузе констатировал ещё 50 лет назад: «Прекращение социальных изменений является,
возможно, самым выдающимся достижением развитого индустриального общества…»
Сегодня это надо воспринимать дословно: внутри
глобально установившейся капиталистической общественной формации несомненно
произошли бесчисленные процессы изменений (особенно, касательно чрезвычайного
технологического развития, с одной стороны, и фундаментально-религиозного
регресса, с другой). Вот только: эти процессы изменений не обуславливают
общественных перемен, но стабилизируют социальную логику капитала. Кровавый
конфликт вокруг демократии в «Арабской
весне», конфликты с государственной властью в Турции и Бразилии, уличные
битвы, происходившие в метрополиях, все собрания «Occupy» – все являются протестами, которым не достаёт коллективной
конфигурации как общественного движения. К примеру, в решающий момент нет
солидарности с китайским промышленным пролетариатом в его отчаянной борьбе
против абсолютного обесчеловечивания в фабричных цехах; бразильское движение
«Безземельных» на протяжение лет безуспешно борется за глобальную поддержку;
Южная Америка, Африка, Азия являются, что касается политической солидарности с
освободительными движениями, terra
incognita для актуальных международных протестных движений. Великого
отказа, который всё ещё мог бы быть необходимым эмансипаторным импульсом, не
видно даже на горизонте. Так что и сегодня нам, как тогда Маркузе после Вальтера Беньямина, остаётся лишь
понимание: «Лишь ради безнадёжных дана
нам надежда».
Перевод с немецкого.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"