"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
I
II
III
Примечания
Максимильен Рюбель
"САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО": К вопросу о законе неравномерного развития
Никакими ссылками на Маркса,
предназначенными подкрепить собой ленинскую «модификацию» теории перманентной
революции, невозможно оправдать возможность и даже «необходимость» победы
пролетариата в отдельных отсталых странах. Закономерен единственный вывод:
политический фактор по-прежнему строго подчинен социально-экономическим
императивам, и никакое «неравномерное развитие» не может позволить по существу
аграрной стране опередить на пути к социализму страны промышленно развитые, она
должна лишь следовать за ними. Русские ученики Маркса только подтвердили на практике
подобную невозможность. С тех пор так называемый закон неравномерного
развития не только не доказывает тезис об «исторической необходимости»
упразднения в 1917 году российского пролетариата как класса, а напротив — в
особенности благодаря поныне существующему «сталинизму»
— демистифицирует историческую функцию Октября: формирование пролетариата в
национальном масштабе.
Какую ценность имеют открытия и
изобретения в области наук о человеке, не относящихся к сфере естественных
наук? Любая история развития научного знания позволяет констатировать не
вызывающий удивления факт: вплоть до эпохи Возрождения гуманитарных наук в
целом не найти ни в одной синхронистической таблице; со времен Леонардо да
Винчи до 1860 г .
они включались в раздел «биологии». Право гражданства они обрели лишь с
появлением трудов Брока и Фехнера («Элементы психофизики»); затем, в 1865 г ., последовали работы
Флери («Исследование афазии»), Стюарта Милля и наконец в 1867 г . наряду с ними
возникает столь знаменитое имя Карла Маркса, не требующее иных комментариев,
кроме названия его основного труда; никакого намека на открытия — или
изобретения, — которые автор «Капитала» сделал или которые ему приписывали
некоторые ревностные ученики. Название заменяет собой всякое указание на
теоретический вклад, обогащающий науки о человеке и человеческом обществе,
который может содержаться в труде Маркса. [1] О развитии естественных наук в этот
период говорится гораздо больше. Физический мир обогатился новыми исследованиями
Вертело («Органическая химия, основанная на синтезе», 1860 г .), Фуко («Измерение
скорости света», 1862 г .),
Максвелла («Динамическая теория электромагнитного поля», 1864 г .) и того же Вертело
(«Работы по термохимии», 1865
г .); кроме того, в год издания «Капитала» лорд Келвин
изобрел электрометр. Что касается биологических наук, 1865 г . отмечен двумя
великими именами: Менделя («Статистические законы гибридизации») и Клода
Бернара, из работ которого упомянуто лишь «Введение к изучению опытной
медицины», а сами открытия не называются.
Отметим любопытное совпадение, приводящее
к мысли о связи между научным открытием Маркса и решающей находкой в области
палеонтологии человека: в марте 1868
г . был обнаружен череп так называемого кроманьонца. Так
доисторическая антропология и социальная предыстория человека в том смысле, в
каком понимал ее Маркс, могли взаимно подкрепить друг друга; это открытие
придавало новую значимость концепции развития, в которой центральное место
занимает тезис о важной роли мутации в судьбе человечества. Действительно, в
ряду четырех способов производства, составляющих, согласно Марксу, прогрессивные
этапы экономического развития общества, буржуазная или капиталистическая эра,
следующая за азиатской, античной и феодальной, является заключительной стадией
«предыстории человеческого общества» и переходным этапом к социалистическому
способу производства. [2] Так что упомянуть следовало не только
заглавие книги, но и основное замечание, сделанное самим Марксом, который был
не слишком щедр на помпезные заявления по поводу оригинальности своей теории и
предназначения своего труда. В нескольких ключевых словах, важность которых
зачастую ускользала от их интерпретаторов, Маркс раскрыл нам секрет своей
«Экономики»: «Общество, если даже оно
напало на след естественного закона своего развития, — а конечной целью моего
сочинения является открытие экономического закона движения современного общества,
— не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить
последние декретами. Но оно может сократить период беременности и смягчить муки
родов» [3].
Нет сомнения, что эта фраза, которую мы
умышленно здесь процитировали, заслуживает, при сколько-нибудь серьезном
отношении к гуманитарным наукам вообще, упоминания в любой синхронистической
таблице достижений человеческого ума. Отсутствие всякого указания на нее
свидетельствует либо об отказе допустить саму реальность сокрытий Маркса как
ученого (о них не говорит упоминание ни имени Маркса, ни названия его труда),
либо об обыкновенной небрежности; но в любом случае это явный знак неуважения к
идеям человека, которого продолжают считать основоположником «научного
социализма», философской доктрины и политики, проводимой государственной властью
огромных империй. Действительно, никогда еще незнание и даже пренебрежение к
научной истине не проявлялось так ярко, как у тех учеников Маркса, на которых
возлагали ответственность (принимаемую ими) за самые мощные общественные потрясения
текущего столетия. Этот феномен отражает смятение умов, характерное для нашей
эпохи. Но каков бы ни был масштаб идеологических мистификаций, прикрываемых
идеями Маркса, наша задача состоит не только в том, чтобы осудить их, но и в
том, чтобы понять и объяснить, почему гуманитарные науки или, проще говоря,
рациональное понимание причин кризиса -возможно, фатального, — охватившего
современный мир, не оказывает никакого влияния на политические и военные
решения, от которых зависит выживание современного общества. Такова цель нашего
обращения к проблеме, связанной с одним из самых, как представляется,
загадочных аспектов отношений между идеями Карла Маркса и политической
идеологией, ими прикрывающейся. По меньшей мере парадоксальной манере
представления научного труда в области гуманитарных наук соответствует не
менее удивительный способ, каким некоторые марксисты модифицировали
«экономический закон движения современного общества» до такой степени, что
лишили его всякого смысла и приписали Марксу прямо противоположное тому, что
он хотел сказать; целью подобной «модификации» являлось не только и не столько
приведение этой теории в соответствие с постоянно меняющейся действительностью,
сколько оправдание задним числом политического решения, имевшего самые серьезные
революционные последствия: таков смысл операции по «модификации», предпринятой
Лениным и его партией после взятия власти в октябре 1917 года. При этом так
называемый закон неравномерного развития не стал предметом тщательной разработки
и теоретической систематизации в большевистской доктрине; эта догматическая
формула породила в процессе становления русского марксизма ряд вариаций, самые
значительные из которых — в силу своей связи с российской историей — были
предложены Л.Д. Троцким, В.И. Лениным, Н.И. Бухариным и И.В. Сталиным.
I
Сформулированный Лениным за два года до
октябрьского восстания, этот «закон» мог быть отнесен им тогда лишь к развитым
капиталистическим странам и не допускал еще никакой приемлемой экстраполяции на
воюющую царскую Россию: «Неравномерность
экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма.
Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или
даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Победивший пролетариат
этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя
социалистическое производство, встал бы против остального, капиталистического
мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран, поднимая в них восстание
против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой
против эксплуататорских классов и их государств». [4]
Эти выводы, сами по себе проблематичные,
определенно нельзя было применять к промышленно слаборазвитым странам, то есть
к народам, находящимся на невысоком уровне экономического развития. Ничто не
дает основания предполагать, что Ленин, убежденный марксист, считал в то время,
будто «победа социализма» может иметь место «вначале» в России, иными словами,
что Россия способна оказаться такой «отдельно взятой капиталистической
страной», где «социалистическое производство» может быть «организовано»
победившим пролетариатом до того, как политически восторжествуют пролетарии
Западной Европы. Основное различие между русским и западным марксизмом — вне
зависимости от тенденций внутри обоих идейных течений — состояло в том, что
первый переоценивал политический фактор до такой степени, что приписывал ему
свойство целиком определять ход всего процесса революции и социальной
трансформации. В этом смысле можно сказать, что русский марксизм как
политическая доктрина нашел свое классическое выражение в концепции так
называемой «перманентной революции», сформулированной около 1906 г . Троцким и
впоследствии, особенно после 1917 года, ставшей незыблемым догматом
большевистской политики. Под предлогом отказа от «механистической»
интерпретации марксизма Троцкий без колебаний пренебрег самим вкладом Маркса в
науку: «В стране экономически более отсталой пролетариат может оказаться у
власти раньше, чем в стране капиталистически передовой. В 71 г . он сознательно взял в
своих руки управление общественными делами в мелкобуржуазном Париже — правда,
только на два месяца, но ни на один час он не брал власти в крупных
капиталистических центрах Англии или Соединенных Штатов. Представление о
какой-то автоматической зависимости пролетарской диктатуры от технических сил
и средств страны представляет собой предрассудок упрощенного до крайности
«экономического» материализма С марксизмом такой взгляд не имеет ничего общего.
Русская революция создает, на наш взгляд,
такие условия, при которых власть может (при победе революции — должна) перейти
в руки пролетариата, прежде чем политики буржуазного либерализма получат
возможность в полном виде развернуть свой государственный гений». [5]
В приведенной выше цитате каждая фраза,
каждая идея вызывает сомнение с точки зрения «материалистической» социологии
Маркса и его подхода к историческим явлениям; даже смысл, который Троцкий
вкладывает в понятия «пролетариат», «власть», «диктатура пролетариата»,
«технические силы», «революция» и т. д., несовместим с концептуальным
значением, которое придавал им Маркс.
У Троцкого — историка русской революции,
фразеология, замаскированная под диалектику, подменяет собой анализ фактов,
которые Маркс считал условиями sine qua поп пролетарской революции. Это не
означает, что Троцкий был настолько слеп, что даже не видел эти факты в
российской действительности 1917 года. Он обнаружил один факт и несколько
цифр: «Мелкие предприятия, с числом
рабочих до 100 человек, охватывали в 1914 г . в Соединенных Штатах 35 % общего числа
промышленных рабочих, а в России — только 17,8 %. При приблизительно
одинаковом удельном весе средних и крупных предприятий, в 100-1000 рабочих,
предприятия-гиганты, свыше 1000 рабочих каждое, занимали в С[оединенных]
Штатах 17,8 % общего числа рабочих, а в России — 41,4 %! Для важнейших
промышленных районов последний процент еще выше: для петроградского — 44,4 %,
для московского — даже 57,3 %. Подобные же результаты получатся, если сравним
русскую промышленность с британской или германской. Этот факт, впервые
установленный нами в 1908 году, трудно укладывается в банальное представление
об экономической отсталости России. А между тем он не опровергает отсталости,
а лишь диалектически дополняет ее.» [6] Если пренебречь легким заключительным
кокетничаньем с диалектикой, вышеприведенный аргумент, как и закономерное
указание на некоторые другие экономические особенности царской России — полное
слияние промышленного и банковского капитала, подчинение российской
промышленности финансовому рынку Западной Европы (40 % инвестированных в
Россию капиталов принадлежало иностранцам), — приводят к единственному и очень
простому выводу: Россия 1914 года — промышленный потенциал которой будет почти
полностью разрушен после 1917 года — в состоянии была достаточно быстро
«нагнать» страны развитого капитализма при условии преодоления основного
препятствия, которое пришлось констатировать диалектику Троцкому: «Накануне войны,
когда царская Россия достигла высшей точки своего благосостояния, народный
доход на душу был в 8-10 раз ниже, чем в Соединенных Штатах, что неудивительно,
если принять во внимание, что 4/5 самодеятельного населения России было занято
в сельском хозяйстве, тогда как в Соединенных Штатах на 1 занятого в
земледелии приходилось 2,5 занятых в промышленности». [7] Троцкий приводит и другие
«сравнительные коэффициенты», на его взгляд, «того же порядка», например,
протяженность железнодорожных путей и т. п.
Один
единственный факт, заключающийся в том, что, по признанию историка-«марксиста»,
в 1917-м, как и в 1914 году, Россия была преимущественно крестьянской страной,
к тому же «отсталой» еще по ряду других показателей, до основания разрушает
всю его конструкцию, окрещенную «диалектической». Но на этом фразеологические
уловки не заканчиваются. Троцкий чувствовал их недостаточность, и ему
понадобилось «дополнить» диалектику неравномерного развития поиском и открытием
нового «рационального закона» русской революции. И хотя он не нашел его
фактического подтверждения, ему, однако, удалось облечь его в словесную форму,
позволяющую при помощи метафор примирить реальность и мечты: «Историческая
закономерность не имеет ничего общего с педантским схематизмом.
Неравномерность, наиболее общий закон исторического процесса, резче и сложнее
всего обнаруживается на судьбе запоздалых стран. Под кнутом внешней
необходимости отсталость вынуждена совершать скачки. Из универсального закона
неравномерности вытекает другой закон, который, за неимением более подходящего
имени, можно назвать законом комбинированного развития, в смысле сближения
разных этапов пути, сочетания отдельных стадий, амальгамы архаических форм с
наиболее современным. Без этого закона, взятого, разумеется, во всем его
материальном содержании, нельзя понять истории России, как и всех вообще стран
второго, третьего и десятого культурного призыва.» [8]
Троцкий, писавший эти строки в первые
месяцы своей эмиграции, прожил достаточно долго, чтобы заметить двусмысленность
своей диалектической находки. Вместо этого (преувеличивая «скачок», который
сталинский режим заставил сделать Россию) он предпочитает говорить о «предательстве»!
Маркс исключал возможность исторических «скачков», однако допускал другую
возможность: сократить родовые муки нового общества; 1939 год доказал, что
1914-й соответствовал «исторической необходимости», которой не мог избегнуть и
1917-й, — доказал незрелость рабочего класса, который оказался в то время
неспособен утвердить «рациональный закон», чтобы спасти человеческий род от
нового рокового скачка.
Нет ни малейшего сомнения, что
поверхностное использование марксовых понятий позднее способствовало
примирению между двумя главными вождями октябрьского восстания; Ленин
воспринял тогда ряд положений своего прежнего критика: нескольких месяцев было
признано достаточно для перехода в России от «буржуазной революции» к
«революции пролетарской» и к «диктатуре пролетариата», победа большевистской
партии рассматривалась как своего рода гарантия революционной сущности
происходящего. Отныне история должна была подчиняться идеологическим
императивам победителей, наловчившихся манипулировать массами, а также
диалектическим формулам, призванным удостоверять пролетарский и
социалистический характер октябрьского восстания.
Эта теоретическая задача выпала на долю
«простой души» большевистской партии, «мозга большевизма» — Бухарина, который,
как считается, предвосхитил ленинскую теорию империализма и государства и
предвидел развитие централизаторской системы в России. Ему принадлежит
авторство и сталинской идеи о «социализме в одной стране», а также ряда
концепций, составивших позднее основы так называемых «ревизионистских» идеологий
в государствах «социалистического лагеря». Не подлежит сомнению, что Бухарин
первым разработал начатки теории «перехода», полагая, что внес таким образом в
оставшуюся незавершенной марксистскую теорию некоторые необходимые дополнения.
В писавшейся с ноября 1919-го по май 1920 года работе «Экономика переходного
периода» он ставит ряд фундаментальных проблем: структура мирового
капитализма, отношения между экономикой, государством и войной, распад
капиталистической системы, общие условия коммунистического строительства,
город и деревня в процессе социальной трансформации, производительные силы,
цена революции и бурного технического развития, общие формы организации в
переходный период, система управления производством при диктатуре
пролетариата, экономические категории капитализма в переходный период,
«внеэкономическое» принуждение на этом этапе и, наконец, процесс мировой
революции и мировая коммунистическая система. Одно это перечисление
свидетельствует о научных амбициях автора, который в предисловии подчеркнуто
заявляет о своей приверженности методу Маркса, «познавательная ценность которого только теперь стала во весь свой
гигантский рост». [9]
Период упадка и распада капиталистической
экономики, утверждает Бухарин, начался в 1918-1920 гг., когда рабочие классы,
«основная производительная сила капиталистического общества», начали
отказываться «выполнять свою капиталистическую [...] функцию». [10] Этой функции соответствовал теперь
новый тип государственной власти, империалистическое государство,
основывающееся на производственных отношениях государственного капитализма.
Возникновение этой новой формы капитализма доказывает, что начинается эра
коммунизма; задача пролетариата, воспринимающего в данном случае
капиталистические методы, — установить свою диктатуру, организоваться в
качестве государственной власти. «Переходный период» представляет собой
широкомасштабный социальный кризис, отмеченный частичным разрушением
производства, гражданской войной, параличом производственного процесса, но
также и формированием новой общественной структуры и новой системы
человеческого труда как единственно возможной предпосылки этапа «первоначального
социалистического накопления». Осуществляемая посредством этого «мобилизация
живой производительной силы» не менее необходима социализму, чем капитализму.
Она является основным фактором «первоначального социалистического накопления»,
[11] включающего в себя подавление
эксплуатации и добровольную организацию трудящихся масс.
В своих теоретических построениях Бухарин
не забыл ни Гегеля, ни Маркса. Поскольку, согласно Марксу, переход от феодализма,
к капитализму сопровождался использованием государственного принуждения и
насилием, выступавшим в качестве повивальной бабки при рождении нового
общества, Бухарин также видит в революционном насилии повивальную бабку,
способствующую возникновению нового экономического устройства. Аналогия с
переходными периодами прошедших эпох доведена до предела, но на сей раз все
формы принуждения объявляются порождениями «самодеятельности» рабочего класса;
«свобода труда», будучи при капитализме чистой фикцией, ликвидирована и
заменена трудовой повинностью и государственным распределением рабочей силы
согласно приказаниям аппарата диктатуры.
Философу-большевику потребовалось десять
глав из одиннадцати, чтобы подготовить читателя к главному — теоретическому
обоснованию пролетарского и социалистического характера русской революции. Не
упущено ни одной диалектической хитрости, чтобы свести на нет
материалистическую концепцию истории — причем со ссылками на ученого, который,
по словам Энгельса, ее открыл. Маркс считал, что неравномерность экономического
развития предоставляет высокоразвитым и пролетаризированным странам
исторический приоритет на пути к коммунизму через промежуточный этап
диктатуры, осуществляемой хорошо организованным и составляющим значительное
большинство населения пролетариатом. Однако, на взгляд Бухарина, это
экономическое неравенство благоприятствует если не «строительству социализма»,
то уж точно пролетарской революции в наименее развитых странах! Вот весь
теоретический секрет открытия большевиков: экономическая незрелость
промышленно отсталой страны гарантирует политическую зрелость ее пролетариата,
хотя и более малочисленного, чем крестьянство. Однако «победоносная революция»
вовсе не ведет здесь к победе более прогрессивного типа экономики. Таковы
непрочные основы пресловутой «теории» «самого слабого звена», которую Бухарин
самостоятельно, не прибегая к модификации, то есть «исправлению» взглядов
учителя, [12] попытался примирить — с помощью явных
трюизмов — с социологическими принципами «научного
социализма».
Исходный постулат Бухарина — это процесс
распада капитализма как мировой системы, достигшей стадии наивысшей
концентрации в форме государственного капитализма. Практически интегрированный
в социальную структуру экономики, пролетариат становится, так сказать,
сообщником буржуазии, однако вследствие кризисов и войны мировая экономика
терпит крах. «С каких звеньев должен был начаться этот крах? Само собой
понятно, что он должен был начаться как раз с тех звеньев, которые были
организационно-капиталистически наиболее слабы». Действительно, благодаря
концентрации власти в руках буржуазии государственный капитализм сумел оказать
мощное сопротивление рабочему движению. «Поэтому
крах мировой капиталистической системы начался с наиболее слабых
народнохозяйственных систем с наименее развитой
государственно-капиталистической организацией».
«Хронологическая» последовательность пролетарских революций
не зависит от высоты «типа революции». Чем более концентрирован пролетариат,
тем выше будет тип революции — но тем труднее станет ее победа! В России, не
имевшей колоний (эксплуатация которых могла приносить выгоду даже
пролетариату), имело место лишь зарождение государственного капитализма,
государственный аппарат был относительно слаб; поэтому именно здесь «революция
пролетариата произошла раньше всего». Но причины этой легкой победы
«диалектически» оборачиваются причинами значительных трудностей: отсталая экономика,
разобщенный труд мелких собственников, жаждущее земли крестьянство. В
Германии, например, такого не будет. Победа в ней пролетариата станет более
трудной и придет позднее, однако «тип» революции окажется «выше». И Бухарин
формулирует «общее положение» относительно революционного процесса в мировом
масштабе:
«Мировой
революционный процесс начинается с низших по своему уровню частичных систем
мирового хозяйства, где победа пролетариата легче, но кристаллизация новых
отношений труднее; скорость наступления революции обратно пропорциональна
зрелости капиталистических отношений и высоте типа революции». [13]
Не только выдумкой данного «принципа», но,
главное, своими концепциями «мобилизации живой силы труда», «момента
первоначального социалистического накопления» и «внешнеэкономического
принуждения в переходный период» (глава X) этот «любимец партии» заложил основы
политической идеологии большевизма; в течение семнадцати лет он пользовался долготерпением
Сталина, обязанного ему самыми красивыми костюмами для роли «гениального вождя
народов». Сталин, правда, ничуть не нуждался в диалектических тонкостях, чтобы
осуществить на практике тезисы и постулаты, сформулированные Лениным,
Троцким, Преображенским, Бухариным и другими теоретиками большевистской
партии; это теоретическое наследие в его глазах годилось лишь для оправдания
насильственной коллективизации, безудержной милитаризации и физической
ликвидации людей, и в этом смысле бухаринское определение — «самое слабое
звено» — обретает значение истины.
II
Экономическое и общественное развитие
является эмпирическим фактом, выявление законов этого развития может стать
результатом исследовательского труда, основанного на наблюдении и анализе исторических
явлений. Маркс достаточно рано описал свой исследовательский метод, но достиг
методологической ясности лишь в процессе постоянного пересмотра и обновления
своих открытий. Его, дитя ХIХ века, привлекала модель естественных наук, но
одновременно он сознавал различия между аналитическими методами физика,
химика, биолога, анатома и методами экономиста. Он согласился — быть может,
слишком поспешно — с восторженной интерпретацией одного русского критика,
утверждавшего, будто обнаружил в трудах Маркса аналогии между экономическим
развитием и биологическими явлениями, и признал за этим интерпретатором
заслугу удачного описания диалектического метода, использованного в «Капитале»
и «прямо противоположного» методу Гегеля. В своем анализе внутренних отношений
процесса капиталистического производства Маркс стремился не ограничиваться
очевидным, а раскрывать скрытый механизм явлений, познаваемых непосредственно
на опыте. Очевидное — это неравномерность развития капиталистического способа
производства, грубое насаждение которого в привилегированных районах земли
открывает, в силу собственных законов развития, эру его всемирной экспансии.
Скрытый механизм — это совокупность факторов, определяющих процесс эволюции
капиталистической системы:
«Дело
здесь, само по себе, не в более или менее высокой ступени развития тех
общественных антагонизмов, которые вытекают из естественных законов
капиталистического производства. Дело в самих этих законах, в этих тенденциях,
действующих и осуществляющихся с железной необходимостью. Страна, промышленно
более развитая, показывает менее развитой стране картину ее собственного
будущего». [14]
Таким образом, допустить существование
«закона» неравномерного развития (в работах самого Маркса упоминаний о таком
«законе» нет) значит одновременно признать необходимость для слаборазвитых
стран следовать примеру стран, исторически оказавшихся в лучшем положении.
Поскольку ход и направление процесса развития заданы с неизбежностью, его
«законы» и «тенденции», выявленные путем научного анализа, должны, в конечном
итоге, навязать свое воздействие классам и личностям, вовлеченным в
революционную и политическую деятельность. Исследование и анализ
неравномерного развития как эмпирического явления, могут, конечно, подсказать
некие экономические и политические меры, но применять их необходимо с учетом
социальных условий и границ исторически возможного — в противном случае самые
«революционные» на вид меры лишь усугубят «муки родов» вместо того, чтобы
«облегчить» их, и даже приведут к роковому поражению.
Вовсе не являясь рецептом «перескакивания»
и «отмены декретами» этапов, предначертанных историей каждому развивающемуся
обществу, этический постулат, подразумеваемый марксовым пониманием
неравномерного развития, приглашает к поиску средств «сократить» и «смягчить»
страдания, которые всякая глубокая мутация вызывает у живого организма. [15]
Редко употребляемый Марксом термин «неравномерное
развитие» связан с центральным тезисом материалистической концепции истории; мы
обнаруживаем его в различных формулировках, как то «разное развитие», «фазы»
или «уровни» развития и т. д. В числе прочих «неравномерностей» «материалиста»
Маркса не перестают удивлять и интересовать «отсутствие прямой связи между
материальным производством и развитием искусств», а также контраст между
экономическими условиями и юридическими институтами: не в силах разгадать тайну
«извечного шарма» греческого искусства, модели, которой постоянно подражали,
так и не сумев превзойти, он приходит к отрицанию вульгарного представления о
прямолинейности прогресса. Такая неоднозначность суждений, свидетельствующая об
интеллектуальном любопытстве, свободном от всякой политической предвзятости,
легко дает повод к критике и неверным толкованиям. Но хотя принципы
«материалистической» теории допускают различные оттенки и нюансы, они
категорически несовместимы с такими «модификациями», которые означают, в
сущности, их отрицание.
Две формулировки «материалистического»
принципа, одна сделанная в связи с социальным развитием Германии, а другая —
России, позволяют проиллюстрировать наш тезис:
«Все
исторические коллизии [...] коренятся в противоречии между производительными
силами и формой общения. Впрочем, для возникновения коллизий в какой-нибудь
стране вовсе нет необходимости, чтобы именно в этой стране противоречие это
было доведено до крайности. Конкуренция, вызванная расширенным международным
общением с более развитыми в промышленном отношении странами, является
достаточной причиной для того, чтобы породить и в странах, обладающих менее
развитой промышленностью, подобное же противоречие (так, например, конкуренция
английской промышленности обнаружила в Германии скрытый пролетариат).» [16]
Показательно, что здесь Маркс использует
лишь термины «коллизия» и «противоречие», а никак не «революция». Эта тема
будет поднята затем снова в связи с Германией в «Манифесте Коммунистической
партии» и связана с проблемой исторических этапов перехода от буржуазного
общественного устройства к коммунистическому. Что касается России, Маркс
сочувственно и внимательно наблюдал за перспективами крестьянской революции; с
1861 года аграрная реформа и освобождение крепостных, казалось, знаменовали
собой необратимость процесса социальных трансформаций в царской Империи,
ставшей отныне на путь капиталистического накопления, и именно к характеру
грядущей русской революции относились суждения и прогнозы Маркса. Несмотря на
известные элементы русофобии, он проявлял большой интерес к специфически
российским социальным институтам и не остался равнодушным к революционным
чаяниям народников, мечтавших об особой судьбе для своей страны, где общинный
способ производства сохранялся в течение нескольких столетий. При этом он не
прекращал выступать против антизападного и даже славянофильского мессианства
некоторых российских интеллектуалов, в частности, против концепций анархиста
Бакунина, ярого противника методов борьбы, к которым Маркс пытался привести
рабочее движение с помощью Международного Товарищества Рабочих и рабочих
партий, начавших образовываться, главным образом, после падения Парижской
Коммуны. [17]Комментарии
последнего словно являются предупреждением поколению его российских учеников,
выступившему на историческую арену через десятки лет после смерти обоих
противников.
В глазах Бакунина Лассаль и его эпигоны
являлись верными учениками Маркса; он также приписывал Марксу лассальянское
требование «народного государства» (Volksstaat), подхваченное немецкой
социал-демократией; по мнению Бакунина, его реализация означала бы установление
диктатуры над городским пролетариатом и крестьянством или, как минимум,
диктатуру первого над вторым. На самом деле Маркс рассматривал несколько
исторических возможностей развития событий в европейских странах, где
крестьянство составляло значительную массу частных собственников: победивший
пролетариат, то есть рабочее правительство, должен был «принимать меры, в
результате которых непосредственно улучшится положение крестьянина, и которые,
следовательно, привлекут его на сторону революции», по возможности облегчая при
этом превращение частной собственности на землю в коллективную. Меры
принуждения (законодательная отмена права наследования или крестьянской собственности)
представлялись Марксу излишними: переход к коллективизму должен был стать делом
самих крестьян, исходящих исключительно из собственных социальных и экономических
интересов. Единственное исключение представляла собой Великобритания:
традиционное крестьянство здесь заменили капиталистические фермеры, земледелец
стал пролетарием, точно таким же наемным работником, как и городской трудящийся.
В этом случае отмена права наследования и частной собственности на землю могла
быть полностью оправдана. Маркс резко осуждал бакунинский принцип захвата
крупных поместий и раздела их на мелкие участки между крестьянами. Но его
комментарии свидетельствуют о том, что он категорически отвергал любое
использование рабочей властью насилия против крестьян, обрабатывающих свои
участки и свободно, по крайней мере, в переходный период, распоряжающихся
плодами своего труда. Предусматриваемые им не слишком «идиллические» меры касались
стран с высокоразвитой промышленностью: необходимо было лишить собственности
обладавшую экономической и политической мощью олигархию, живущую за счет
огромного большинства населения, городских и сельских наемных тружеников. Переводя
проблему межклассовых отношений в область отношений межнациональных, Бакунин
обвинял немецких «марксистов» в желании подчинить отсталых «славян» немецкому
пролетариату, выступающего в качестве хозяина государства. В ответе Маркса
содержатся как политические постулаты, вытекающие из понимания им
неравномерного развития, так и «материалистические» принципы его революционной
этики:
«Радикальная социальная революция связана
с определенными историческими условиями
экономического развития; последние являются ее предпосылкой. [...] Он [Бакунин
- ред.] хочет, чтобы европейская социальная революция, основывающаяся на
экономическом базисе капиталистического производства, произошла на уровне
русских или славянских земледельческих и пастушеских народов и чтобы она не
переступала этого уровня. [...] Воля, а не экономические условия, является
основой его социальной революции!» [18]
Эти записи Маркса были опубликованы в
советской России через девять лет после образования так называемого «рабочего»
правительства и спустя всего два года после смерти Ленина, когда борьба за
власть вскоре уже вела к победе партийного деятеля, чьей диктатуре суждено
было превратить СССР в самую мощную промышленную державу мира после США. Сталин
совершенно не нуждался в том, чтобы представлять себя великим «марксистским»
теоретиком и при помощи идеологии оправдывать насильственную коллективизацию
сельского хозяйства и ускоренную индустриализацию страны, в которой в 1917 году
восторжествовал мелкий крестьянин. Так называемая теория «перманентной
революции», сформулированная за десять лет до того Троцким и в октябре 1917
года принятая на вооружение Лениным, пользовалась уважением Сталина в той мере,
в какой, что бы ни думал об этом Троцкий, она содержала в себе оправдание
«сталинизма»: разве она не проповедовала догматически «диктатуру пролетариата»
в по существу крестьянской стране, никогда не знавшей «буржуазной» демократии,
которая, по Марксу, являлась необходимым условием для политического созревания
рабочего класса?
III
Необходимо еще раз подчеркнуть, что первым
мыслителем, признавшим вклад Маркса в науку сопоставимым по своему значению с
открытиями в области физики, был не кто иной, как Фридрих Энгельс. И он же еще
при жизни своего друга указал на два фундаментальных открытия, которые, на его
взгляд, представляли собой теоретические основы так называемого научного
социализма:
1) материалистическое понимание истории,
которое раскрывает «закон развития человеческой истории»;
2) «разоблачение тайны капиталистического
производства посредством прибавочной стоимости». [19]
По мнению Энгельса, первое из этих
открытий имело для исторической науки такое же значение, как для физики —
установление закона превращения энергии; таким образом, если всерьез
относиться к неоднократным заявлениям Энгельса по этому поводу и к
«разоблачению», которое Маркс, как он сам полагал, сделал, написав «Капитал»,
придется признать, что «исправление» теории и практики, предпринятое Лениным,
представляет собой на самом деле полный отказ от марксовой теории общественного
развития. Могут сказать: но разве тот факт, что теории эволюционируют и
претерпевают изменения, обусловленные опытом, не является естественным и
нередким феноменом в истории наук? Маркс полагал, что внес нечто новое в
общественные науки, отвергнув метафизические концепции лучших представителей
немецкой философии с Гегелем во главе и строго придерживаясь эмпирического
принципа исследования исторических и социальных явлений; неплохо было бы
сопоставить его предвидения -не будем говорить в данном случае об ожиданиях или
надеждах — с историческими событиями нашего столетия, соблюдая
правило-императив, которому сам Маркс следовал, распутывая клубок событий
важного периода истории Франции: «Люди
сами делают свою историю, но ее делают не так, как им вздумается, при
обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно
имеются налицо, даны им и перешли от прошлого». [20]
«Путеводная нить» его поисков,
материалистическая концепция истории, изложенная в «Немецкой идеологии»,
включает в себя теорию социальной революции, верность которой подтвердила
история русской революции 1917 года на всех ее стадиях, как до, так и после
«Великого Октября». Экономическая структура России, иными словами,
совокупность производственных отношений российского общества, не позволяла —
вопреки идеологическим заявлениям стоящих у власти — создать в этой стране
гуманные социалистические институты и отношения и превзойти таким образом
материальный и интеллектуальный уровень, достигнутый рабочими классами более
промышленно и культурно развитых стран в ходе длительной борьбы в рамках
профсоюзных и политических организаций. Раскол II Интернационала показал
политическую незрелость даже хорошо организованных рабочих масс. Могла ли в
России деятельность одной партии, прошедшей школу западной социал-демократии,
исключительно благодаря воле нескольких вождей придать освободительному
движению крестьянских и рабочих масс характер пролетарской революции? Энергия и
искренность «профессиональных» революционеров не в состоянии были пересилить
экономическую ситуацию в стране и политическую незрелость трудового народа.
Отныне именно «экономическому закону движения» российского общества предстояло
определять весь ход развития способа производства и обмена в стране. В силу
этого детерминизма большевистская партия вынуждена была взять на себя
выполнение «исторической миссии» — четко определенной марксовой теорией
накопления капитала, — которую не сумела выполнить слабая и устраненная с
исторической сцены буржуазия: осуществляя государственную функцию, большевизм
создал аппарат принуждения, поставщика «производительных сил», призванных дать
отсталой России новое лицо, отмеченное печатью современной техники и
отчуждения. [21]
Несомненно, Ленин был единственным из
большевиков, кто прекрасно видел непреодолимые границы, вынуждавшие партию
«обновить» теорию капиталистического накопления и сконструировать политический
механизм, способный, по его мнению, выполнить двойную историческую миссию — или
функцию: российской буржуазии, с одной стороны, и пролетариата, с другой.
Большевистская партия должна была, по его мысли, обеспечить «переход» от государственного
капитализма, созданного новыми управленцами, к социализму, сознательному
творчеству трудящихся масс, прошедших школу планируемой сверху
индустриализации. Никто лучше Ленина не сознавал отсталого, варварского,
азиатского характера его страны в момент захвата власти; но никто не пребывал
одновременно в более глубоком убеждении, что этот захват означает «изобретение»
политической власти, не существовавшей ни в одной цивилизованной и передовой
стране, государства, персонифицирующего власть масс, выступающего как
инструмент их неосознанной воли и неопределенных стремлений. Если в
экономическом плане Россия представляла собой «самое слабое звено», то в
политическом плане она являлась «звеном» самым сильным; следовательно, в
представлении Ленина, она могла одним махом перескочить через целый
исторический этап развития — фазу буржуазной демократии: достаточно было
создать материальные условия для социализма, иными словами, буржуазную
экономику без буржуазии, капитализм без капиталистов! Впрочем, и Маркс
предвидел подобную эволюцию традиционной капиталистической системы: на ее
конечной стадии концентрация капитала должна была повлечь за собой массовое
исчезновение капиталистов к выгоде капиталистической олигархии и даже «одного
капиталиста». Тогда, в условиях противостояния обездоленным массам рабочих
ничтожного меньшинства собственников «отрицание отрицания» стало бы простейшим
делом. [22]
Последние размышления Ленина не оставляют
никаких сомнений: большевистская партия в его лице, верила, что ей предстоит
выполнить все исторические задачи, возложенные в марксистской теории на два
общественных класса Нового времени, буржуазию и рабочий класс. За год до
смерти, комментируя «Записки» Н. Суханова, Ленин дал волю возмущению, которое
вызывал у него «педантизм» некоторых «марксистов», однако при этом он не в
силах был скрыть замешательства перед столь упорным обращением оппонентов к
«научному открытию» Маркса. Конечно, пишет он, «мы не доросли до социализма»,
«у нас нет [...] объективных экономических предпосылок для социализма». Но за
пределами этой «очевидности» — не остаются ли вопросы, поле для воображения? «А
не мог ли народ, встретивший революционную ситуацию, такую, которая сложилась
в первую империалистическую войну, не мог ли он, под влиянием безвыходности
своего положения, броситься на такую борьбу, которая хоть какие-либо шансы
открывала ему на завоевание для себя не совсем обычных условий для дальнейшего
роста цивилизации?»[23]-
так ставит вопрос Ленин в уверенности, что избежал попадания в ловушку
марксизма, игнорирующего «революционную
диалектику».
Ленин ни на миг не сомневается, что
развитие производительных сил еще недостаточно, чтобы дать России возможность
стать социалистической, но он отказывается допустить, что этот бесспорный факт
не оставляет никаких сомнений относительно буржуазного характера русской
революции. Ибо Россия — благодаря мировой войне, а также революционным
движениям, начавшимся в западных странах — находится в выгодной позиции;
ситуация в ней близка к положению в Пруссии 1856 года, когда Маркс видел
возможность союза между пролетариатом и крестьянством в будущей немецкой
революции. Эти заметки Ленина на полях «марксистской» критики Суханова могли бы
быть написаны любым меньшевиком! Обе партии не имели иной цели, кроме создания
в России «основных условий для цивилизации», хотя, с точки зрения меньшевиков,
попытки установления на данной стадии «диктатуры пролетариата» были абсурдными
и фальшивыми, равнозначными постановке телеги впереди лошади, иными словами,
предательству марксизма. Маркс видел в пролетариях одновременно создателей и
наследников материальных и интеллектуальных «предпосылок/условий» социализма и
не уставал превозносить «исторические» заслуги буржуазии и капитала, инженеров
этих «предпосылок», Voraussetzungen. С откровенной наивностью Ленин
категорически опровергает диалектику своего учителя, заимствуя язык
революционера-демиурга, готового по-царски называть себя «мы», ибо
вознесенного на командный пост волей народа:
«Если
для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не
может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он
различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя
начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого
определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и
советского строя, двинуться догонять другие народы?» [24]
Строительство социализма, безусловно,
предполагает существование цивилизованного общества, и разве большевики не
закладывают основы цивилизации, изгоняя русских помещиков и капиталистов?
Почему же в таком случае нельзя идти к социализму? «В каких книжках вы прочитали, что подобные видоизменения обычного
исторического порядка недопустимы или невозможны?» — спрашивал Ленин.
Ответ на этот вопрос он ищет не в «книгах»
своих идейных учителей, а в воспоминаниях о чтении этих книг и скорее в словах
Наполеона, чем в текстах Каутского. Подобный «учебник, написанный по
Каутскому», несомненно, принес в свое время большую пользу, признает Ленин, но
лишь дураки продолжают верить, что из него можно сделать вывод обо всех формах
последующего развития: «Помнится,
Наполеон писал: «On s’engage et puis… on voit». В вольном русском переводе это
значит: «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет». Вот
мы и ввязались сначала в октябре 1917 года в серьезный бой, а там уже увидали
такие детали развития (с точки зрения мировой истории это, несомненно,
детали), как Брестский мир или нэп и т. п. И в настоящее время уже нет
сомнений, что в основном мы одержали победу». [25] Ленинское «мы» — это, очевидно, партия
и ее вожди, для которых рабочий класс является послушным инструментом в их
политической авантюре.
В январе 1923 г ., в период
«торжества» нэпа, возвращения к испытанным методам частного капитализма, можно
было, конечно, надеяться на «нормальную» эволюцию российского общества,
уровень экономического развития которого приближался к уровню царской России 1914
года. Но сегодня, после более пятидесяти лет существования большевистского
режима, встает вопрос: принесла ли русскому народу революционная и военная политика,
принятая Лениным на вооружение в октябре 1917 года, осуществление надежд
основателя этого государства «нового типа»? Ленин, как представляется,
использовал вызванный болезнью вынужденный досуг, чтобы продолжить размышления,
к которым его побудили «Записки» Суханова. Но интересовала его тогда
единственная проблема — «улучшение нашего госаппарата» и отбор «человеческого
материала действительно современного качества, не отстающего от лучших
западных образцов». Его последняя статья, озаглавленная в форме настоящего
лозунга — «Лучше меньше, да лучше» — знаменует собой возвращение к самым
прозаическим реалиям и подчинение беспощадному детерминизму, основному посылу
научной теории, опираясь на которую, Маркс наметил революционные перспективы
современной классовой борьбы: существующий «аппарат» вовсе не заслуживает
названия «социалистический»; необходимо, чтобы «подготовленные и добросовестные
лица» раздобыли в Англии и Германии «литературу» об «организации труда вообще и
специально труда управленческого». Так, в ожидании победы социалистической
революции в более развитых странах, бедная Россия с мириадами мелких крестьян,
облагодетельствованных нэпом, и крайне низким уровнем производительности должна
была избрать своим девизом: «продержаться!», сохранить чего бы то ни стоило
«нашу рабочую власть» — власть над крестьянскими массами, привязанными к своим
клочкам земли. Мировая социалистическая революция представлялась скорой,
конфликт между «империалистическими государствами» Востока и Запада неизбежным.
Разве население России, Индии и Китая не составляло большинство на Земле?
Отныне на отсталые, но революционно и националистически настроенные страны
возлагался один единственный долг: «цивилизоваться». «Нам тоже не хватает
цивилизации для того, чтобы перейти непосредственно к социализму, хотя мы и
имеем для этого политические предпосылки. [...] Мы должны постараться построить
государство, в котором рабочие сохраняли бы свое руководство над крестьянами,
доверие крестьян к себе и с величайшей экономией изгнали бы из своих
общественных отношений всякие следы каких бы то ни было излишеств». [26]
Так, до самой своей смерти и вопреки
очевидности Ленин верил во всемогущество «государственного аппарата», и его последнее
усилие, призванное обеспечить в России экономическое развитие, способное
вывести ее на уровень крупных промышленных и цивилизованных стран Запада, было
направлено на совершенствование этого аппарата посредством «проверки, улучшения
и пересоздания». В его «завещании» содержится такой последний совет: заменить
«слишком грубого» Сталина другим генеральным секретарем, который будет «более
терпим, более лоялен, более вежлив». [27] Судьба революции была поставлена в
зависимость от исправления бюрократии, лояльности и вежливости генсека — это
позволяло продолжать изначальную мистификацию и скрывать очевидное: не созрев
для социализма, Россия 1917 года не созрела и до диктатуры пролетариата,
которая, согласно марксовой теории общественного развития, представляет собой
исторический этап, а не политическую авантюру. Если Ленин ставил себе в заслугу
«изобретение» новой государственной власти, Сталин мог поздравить себя со
«строительством социализма в одной стране». Это «изобретение» и
«строительство» оказались самым великим мифом столетия.
Идеологическая фикция «самого слабого
звена» полностью противоречит теории общественного развития, которая была
изложена Марксом в «Немецкой идеологии» за два года до издания «Манифеста
Коммунистической партии». Эта важная работа была впервые опубликована полностью
лишь в 1932 г .;
правоверный марксист мог бы заключить отсюда, что незнание ее содержания
разоружило организаторов Октябрьского восстания. Искушение сделать такой вывод
тем более велико, что перед лицом «вульгарного» и «склеротического» марксизма
своих соперников, точно так же не подозревавших о существовании этого текста,
но достаточно хорошо знакомых с основными трудами Маркса, чтобы возвратить
большевикам их обвинение в «предательстве» марксизма, большевистские лидеры
постоянно ссылались на «подлинный» и «живой марксизм», стремясь теоретически
оправдать свой политический праксис. Их сила заключалась не столько в
теоретическом или «научном» превосходстве, сколько в нравственном преимуществе
перед своими вчерашними сотоварищами, которые, солидаризировавшись с классовым
врагом, сделали возможной мировую войну 1914 года. Таким образом, в обоих
лагерях так называемый «научный» социализм обманным путем обрел видимость некой
морали, дающей каждой из противоборствующих сторон возможность обвинять другую
в «предательстве». Нравственная чистота Ленина, казалось, подпитывалась
аморальностью руководителей западных социалистических партий; огромное
большинство представителей обоих лагерей без колебаний рассуждало не о
политических или профсоюзных лидерах, а об общественных классах — в соответствии
с этическими постулатами Маркса, заслуга которого состояла как раз в том, что
он показал приоритет борьбы общественных классов по сравнению с борьбой
политических элит. И если война 1914 года являлась результатом «предательства»,
его следовало вменять в вину скорее рабочим классам, чем их лидерам; согласно
Марксу, понятие «исторической миссии» применимо лишь к пролетариату, а вовсе
не к незаурядным людям, харизматическим вождям и вожакам толпы. [28]
Моральное превосходство Ленина не в силах
было чудесным образом создать условия для цивилизации более высокого уровня; в
существующей экономической системе, которая, согласно Марксу, должна была
опираться на эксплуатацию живого труда и одновременно готовить собственное
крушение, собственных могильщиков, за образец были приняты методы принуждения
и дисциплины. Тот самый моральный принцип, который Ленин старался заимствовать
из арсенала буржуазных ценностей — использование варварских средств, дабы
искоренить само варварство, — Маркс превосходно выявил путем анализа одного
специфического феномена, присущего капиталистическому способу производства:
Verselbstandigung, отчуждения материальных условий и общественных институтов от
индивидуумов, иными словами, «подавления индивидуальности случайностью» в
результате разделения труда. [29]Метафора
«самое слабое звено» (имеющая бесспорную инструментальную ценность) точно так
же не выдерживает критики — критики Маркса стотридцатилетней давности,
направленной против систематического нигилизма Макса Штирнера. Действительно,
жонглирование словами, которым изобилует труд последнего «Единственный и его
собственность», странным образом напоминает использование революционной
терминологии большевиками для оправдания отчуждения таких институтов, как
государство, партия, промышленность, армия, полиция, искусство, печать,
правосудие и т. д. от управляемых и подчиненных императивам экономической
эксплуатации масс. Отрывок из «Немецкой идеологии», отобранный из других, столь
же важных для понимания социологического «материализма» Маркса, поможет нам
увидеть бездну, отделяющую марксистско-ленинскую идеологию «самого слабого
звена» от теории коммунистического становления современного общества:
«Превращение
индивидуального отношения в его противоположность — в чисто вещное отношение,
различение индивидуальности и случайности самими индивидами, представляет собой
[...] исторический процесс и принимает на различных ступенях развития
различные, все более резкие и универсальные формы. В современную эпоху
господство вещных отношений над индивидами, подавление индивидуальности
случайностью приняло самую резкую, самую универсальную форму, поставив тем самым
перед существующими индивидами вполне определенную задачу. Оно поставило перед
ними задачу: вместо господства отношений и случайности над индивидами
установить господство индивидов над случайностью и отношениями. Оно не выдвинуло,
как воображает Санчо [М.
Штирнер - ред.], требования, чтобы «Я
развивало Себя», что до сих пор проделывал всякий индивид и без благого совета
Санчо, а властно потребовало освобождения от вполне определенного способа
развития. Эта диктуемая современными отношениями задача совпадает с задачей
организовать общество на коммунистических началах». [30]
Итак, материалистическая теория эволюции
включает в себя тезис о приоритете в революционном процессе не «самого слабого»,
а «самого сильного звена», иными словами, обществ наиболее развитого
капитализма. Подлинный характер русской революции раскрывается не в
метафорическом языке большевистских идеологов, а в фактах и цифрах,
непосредственно отражающих производственные и общественные отношения
экономической и политической системы, навязанной России во время так называемой
сталинской диктатуры. На самом деле последняя никогда не была и не могла быть
диктатурой одной личности, это была диктатура политического аппарата,
созданного сразу после Октябрьского восстания. То, что Маркс называет
«задачей», предписываемой общественными условиями эпохи, вытекает как из эволюции
вещей, так и из развития людей. Для характеристики этой эволюции и развития
материалистическая теория прибегает не к метафорам, а к точным понятиям, как
то: «универсальность производительных сил» и «всестороннее развитие
личностей». [31] Ни одна политическая власть, какой бы
могущественной и дальновидной она ни была, не способна обеспечить то, что
должно явиться завершением долгого материального и морального развития,
эволюции человеческих отношений и общественных институтов. Процессу эволюции,
описанному и проанализированному в «Капитале», потребовались столетия, чтобы
возник фундаментальный антагонизм, ставящий человечество перед дилеммой:
строить мировую экономику на основе общественного устройства, освобожденного от
Денег и Государства, или погибнуть от последствий научно-технического
прогресса, иррациональность которого обрекает человечество на самоубийство.
Это всемирное общественное строительство подразумевает ликвидацию частной
собственности и разделения труда, двух форм порабощения человека, которые
должны достичь наивысшего уровня концентрации, прежде чем исчезнуть, уступая
место более совершенному способу производства. Революция 1917 года, возможно,
являла собой прогресс в том смысле, что положила конец образу жизни и способу
правления, препятствовавшим быстрому развитию производительных сил; она
позволила большевистской партии построить государственную машину, способную
создать условия и общественные отношения, которые в странах Запада обеспечили
правящему классу максимум выгоды и мощи. Таким образом, для Ленина, как и для
сменившего его вождя, важно было не уничтожить российский пролетариат, а
создать его; не преодолеть разделение труда, а максимально расширить сфеpy его
применения; не осуществить «отрицание» государства, а, напротив, превратить
его в совершеннейшее орудие принуждения; не отменить деньги, а сделать их
основным стимулом профессионального труда; не разрушить разнообразные
профессиональные иерархии, а построить из них костяк нового общественного
устройства. [32]
В этих условиях единственным средством,
которое могли использовать большевистские идеологи для доказательства правоты
своих «поправок» к материалистической теории развития, было навязывание рабочим
и крестьянским массам примитивного уравнительного коммунизма во имя этического
постулата самоосвобождения, а не во имя «научного социализма», применимого лишь
к массовому пролетариату, интеллектуально и политически подготовленному к
трансформации способа производства, унаследованного от капиталистической
экономики, достигшей пределов своего развития.
В серии лекций, прочитанных в
Коммунистическом университете им. Свердлова после смерти Ленина и
опубликованных в 1924 году под заглавием «Об основах ленинизма», Сталин окончательно
придал ленинским положениям о пролетарской революции характер декретов.
Единственно авторитетными признаются у него высказывания Ленина, который
провозглашается «основателем ленинизма», цитаты из Маркса и Энгельса используются
лишь для того, чтобы подтвердить рассуждения, опирающиеся на
противопоставление «раньше» и «теперь»: «Раньше
принято было говорить о наличии или отсутствии объективных условий
пролетарской революции в отдельных странах или, точнее, — в той или иной
развитой стране. Теперь эта точка зрения уже недостаточна. Теперь нужно
говорить о наличии объективных условий революции во всей системе мирового
империалистического хозяйства как единого целого, причем наличие в составе
этой системы некоторых стран, недостаточно развитых в промышленном отношении,
не может служить непреодолимым препятствием к революции, если система в целом
или, вернее, — так как система в целом уже созрела для революции». [33]
Затем следуют еще два примера антиномий с
использованием тех же слов, но на сей раз иллюстрируемых пресловутой метафорой
«цепи» и «звеньев». Сталинская аргументация все время опирается на «ленинскую
теорию революции»: «раньше» утверждалось, будто бы революция начнется в
странах, «где больше развита промышленность, где пролетариат составляет
большинство, где больше культурности, где больше демократии», -этот тезис
утратил свою значимость: «Фронт капитала [будет прорван] не обязательно там,
где промышленность больше развита, и пр. Фронт капитала прорвется там, где цепь
империализма слабее, ибо пролетарская революция есть результат разрыва цепи
мирового империалистического фронта в наиболее слабом ее месте. [...] В 1917
году цепь империалистического мирового фронта оказалась слабее в России, чем в
других странах. Там она и прорвалась, дав выход пролетарской революции. [...] В
России цепь оказалась слабее, хотя Россия была менее развита в
капиталистическом отношении, чем, скажем, Франция, Германия, Англия или
Америка». [34]
Никакими ссылками на Маркса,
предназначенными подкрепить собой ленинскую «модификацию» теории перманентной
революции, невозможно оправдать возможность и даже «необходимость» победы
пролетариата в отдельных отсталых странах. Закономерен единственный вывод:
политический фактор по-прежнему строго подчинен социально-экономическим
императивам, и никакое «неравномерное развитие» не может позволить по существу
аграрной стране опередить на пути к социализму страны промышленно развитые, она
должна лишь следовать за ними. Русские ученики Маркса только подтвердили на
практике подобную невозможность. С тех пор так называемый закон неравномерного
развития не только не доказывает тезис об «исторической необходимости»
упразднения в 1917 году российского пролетариата как класса, а напротив — в
особенности благодаря поныне существующему «сталинизму» — демистифицирует историческую
функцию Октября: формирование пролетариата в национальном масштабе.
Впервые опубликовано в: Mondes en developpement,
№ 1, 1973.
Примечания
[2]2 Маркс К. К критике
политической экономии. Предисловие// Соч., т. 13, с. 7-8.
[5] Троцкий Л.Д. О нашей революции (1906 г .) (Цит. по: Троцкий
Л.Д. К истории русской революции. М., 1990, с. 94-95.) Уже находясь в изгнании
на Принкипо Троцкий вернулся к своим аргументам 1905-1906 гг. в брошюре
«Перманентная революция» (1930
г .). Как он заявляет в предисловии к ее немецкому
изданию, автор стремился опровергнуть «концепцию Сталина», ссылавшегося на
возведенный в «фетиш» «закон неравномерного развития», чтобы построить в
России самодостаточное социалистическое государство. Однако подобное
«мессианство» Сталина не слишком отличалось от мессианства самого Троцкого и
Ленина, полагавших, что крестьянская Россия 1917 года призвана установить — в
силу этого пресловутого закона, плохо понятого Сталиным несколько лет спустя,
— «диктатуру пролетариата». Cf: Trotski L. Die permanente Revolution. Berlin,
1930, p. 10.
[12] П. Тольятти приписывал заслугу
«исправления» Маркса Ленину. См. его доклад ЦК Компартии Италии, «Унита», 26
июня 1956 г .
[15] Мы не устанем напоминать, что социалистическая
этика — определенная Марксом и Энгельсом как «утопическая» — содержится в
сохраненном и сублимированном виде (aufgehoben) в так называемом научном
социализме, который является не чем иным, как термином, обозначающим
теоретическую функцию этического социализма. Cf: Rubel M. Introduction/ Pages de
Karl Marx pour une ethique socialiste. P.,
1970.
[17] Cf: Rubel M. Postface// Marx-Engels.
Die russische Kommune: Kritik eines Mythos. Munchen, 1972.
[19] См. работу, из-за которой Энгельса
принято считать основателем марксистской идеологии: «Анти-Дюринг» (1878 г .). Терпение, с которым
Маркс отнесся к затее своего друга, представляет собой проблему, масштабы
которой начинают осознаваться лишь теперь. [См. также: Энгельс Ф. Похороны
Карла Маркса// Соч., т. 19, с. 350. - Ред.]
[21] Рисуя картину крестьянских восстаний в
Германии XVI века и приводя в пример странную фигуру Томаса Мюнцера, Энгельс
сформулировал ряд общих идей о «главе крайней партии», вынужденном взять
власть «в то время, когда движение еще недостаточно созрело для господства
представляемого им класса [...] То, что он может сделать, зависит не от его
воли, а от того уровня, которого достигли противоречия между различными классами,
и от степени развития материальных условий жизни, отношений производства и
обмена, которые всегда определяют и степень развития классовых противоречий.
То, что он должен сделать, чего требует от него его собственная партия,
зависит опять-таки не от него самого, но также и не от степени развития
классовой борьбы и порождающих ее условий. [...] Таким образом, он неизбежно
оказывается перед неразрешимой дилеммой: то, что он может сделать,
противоречит всем его прежним выступлениям, его принципам и непосредственным
интересам его партии; а то, что он должен сделать — невыполнимо. [...] Кто раз
попал в это ложное положение, тот погиб безвозвратно». (Энгельс Ф. Крестьянская
война в Германии// Соч., т. 7, с. 423.). Ленин и его партия после 1917 года не
«погибли»: они «победили» как создатели экономической системы, которая, под маской
«социализма», могла бы, если предвидение Маркса верно, подготовить предпосылки
действительно освободительной революции, ведущей к социализму, то есть к
исчезновению Государства и Денег.
[22] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Капитал;
Энгельс Ф. Анти-Дюринг, отдел III, глава 2: «Современное государство, какова бы
ни была его форма, есть по самой своей сути своей капиталистическая машина,
государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист. Чем больше
производительных сил возьмет оно в свою собственность, тем полнее будет его
превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан будет оно
эксплуатировать, рабочие остаются наемными рабочими, пролетариями.
Капиталистические отношения не уничтожаются, а, наоборот, доводятся до
крайности, до высшей точки. Государственная собственность на производительные
силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность
его разрешения» (Соч., т. 20, с. 290).
[28] В связи с этим показателен пример
Фердинанда Лассаля, чьи замашки харизматического вождя умаляли в глазах Маркса
его заслуги по пробуждению рабочего движения в Германии.
[31] Понятия меняются, но требования к ним
остаются в силе: сегодня «полное развитие человеческого ресурса» (Франсуа
Перру) означает критерий экономичности.
[32] Чтобы уберечь миф об Октябре, Пьер
Навиль пытается охарактеризовать экономическую систему в СССР с социологической
точки зрения как «государственный социализм». Cf: Nouveau Leviathan. P., 1967,
1970.
[34] Там же, с. 97. Упрощенный и
примитивизированный вариант «теории» Троцкого, эта концепция включает в себя
безоговорочное принятие ложного постулата, взятого из идеологической
сокровищницы большевизма, — тезиса о «пролетарской диктатуре в отсталой
стране», который тот же Троцкий удостоился сомнительной чести возвести в символ
веры (см. статью Троцкого «Их мораль и наша»). Литературный талант Троцкого,
приводивший его к злоупотреблению метафорами и историческими аналогиями,
сослужил ему на этот раз плохую службу. Один из множества примеров: определяя
режим Сталина как «советский бонапартизм», Троцкий невольно вынужден поставить
в заслугу (!) своему антагонисту, новому «Цезарю», «сохранение» и «упрочение»
«завоеваний Октябрьской революции» при подавлении правящей партии,
интернационализма и Советов! (см. его статью: «Рабочее государство, термидор и
бонапартизм»). Религиозная приверженность мифу о «пролетарском» Октябре мешает
Троцкому признать очевидное: «сталинский бонапартизм» соответствовал степени
экономического развития российского общества в 1917 году точно так же, как
«якобинский бонапартизм» вписывался в революционный процесс во Франции,
начавшийся в 1789 году. Октябрьская революция не была «предана» Сталиным, она,
напротив, раскрыла благодаря Сталину свой подлинный характер, обусловленный
исторически и экономически. Впрочем, прежде чем заметить «термидорианский» и
«бонапартистский» характер правления Сталина, Троцкий утверждал, будто
«исторические аналогии с Великой французской революцией (крушение якобинцев!),
которыми питаются и утешаются либерализм и меньшевизм, поверхностны и
несостоятельны» (Троцкий Л.Д. Новый курс). В 1927 году Сталин не упустил
случая припомнить эту фразу Троцкому, который за три года «успел
эволюционировать в сторону «меньшевизма» и «либерализма»» (Сталин И.В.
Троцкистская оппозиция прежде и теперь// Сочинения, т. 10, с. 202).
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"