"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Примечания
МАКСИМИЛЬЕН РУБЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НОВОЙ БУРЖУАЗИИ
[1] Идет ли речь о традиционных буржуазных
странах или странах «социалистического лагеря», решения и планы всех правящих
режимов обусловлены презрением к личности. Они действуют в силу политической
морали, соответствующей гегелевской философии истории, которая подразумевает
государственный фетишизм и культ Weltgeist с его воплощениями. Они поступают
каждый по-своему, но по сути подчиняются одному и тому же закону: закону
накопления капитала с целью индустриализации и упрочения собственной мощи;
различия между ними — в характере общественного слоя, сосредотачивающего в
своих руках экономическую и политическую власть, социальное же положение
рабочего класса остается в обоих случаях одинаковым — для него
капиталистическое накопление означает экономическую эксплуатацию и морального
подчинение.
В этих условиях задача «новых левых», в
той мере, в какой они продолжают считать себя последователями Маркса, может
быть осознана лишь в свете революционной критики гегелевского Weltgeist.
Моделью действий, духовного и образовательного праксиса, вдохновляющим
принципом социалистической этики переходного периода должно послужить здесь
высказывание Фридриха Энгельса, концентрирующее в себе всю пролетарскую этику: «Что касается окончательной победы
принципов, выдвинутых в «Манифесте», то здесь Маркс всецело полагается на
интеллектуальное развитие рабочего класса, которое должно было явиться
неизбежным плодом совместных действий и обмена мнений».
Ознакомившись с программой седьмой сессии
Летней школы — работу которой я имел возможность оценить благодаря журналу
«Праксис», — я подумал об острове Энтелехии, где Рабле, этот великий
анти-Гегель, поместил царство Квинтэссенции: его жители не знают иной пищи,
кроме абстракций, родов и категорий, изложенных на иврите. В конце своих
паломничеств в поисках веры, которая могла бы избавить от бесплодных теологических
споров, путешественники-гуманисты находят истину у оракула Бакбука и утоляют
жажду в фонтане в форме человеческого сердца, чья волшебная вода обретает для
каждого пьющего вкус его любимого вина. «Здесь
вновь утверждается, — пишет Жан Сервье в своей «Истории Утопии», — вера
гуманистов: человек — вот подлинное мерило установлений и религий. Все они
равно плохи, в той степени, в какой не учитывают свободные устремления
человека. Зачем строить, философствовать, мечтать, молиться — если человек не
есть высшая цель каждого действия, и его счастье на земле не является предметом
заботы?» [2]
Основной тезис настоящего доклада
направлен против абстрактной философии квинтэссенции, гениальных словесных
фокусов. Действительно, Гегель довел искусство диалектической магии до такого
совершенства, что и сегодня еще привлекает самые критические умы. Возьмем лишь
пример Теодора Адорно, к сто двадцать пятой годовщине смерти философа нарисовавшего
его портрет, в котором черты портретиста видны не менее, чем черты его модели.
Адорно не вдается в рассмотрение того, что — по формальному признанию Гегеля —
составляет «теодицею» бога, природа которого находит свое проявление во всемирной
истории; главное в его интерпретации — народы, движимые предопределением свыше
и приносимые в жертву капризам Мирового духа (Weltgeist), — государства как
воплощение морального разума и войны, уберегающие народы от распада, вызываемого
длительным миром! Космополитизм и братание достойны осуждения, преступник
становится существом разумным и свободным — и даже обретает честь — через
наказание. Короче, следуя моральным и политическим нормам мыслителя, которому
воздает почести, Адорно в своей работе невольно обрисовывает картину нашего
иррационального мира. [3] Таким образом, становится понятно,
почему Гегель до сих пор остается более актуальным, чем любой из его учеников,
включая Карла Маркса, который больше других ему противоречил: наша
действительность соответствует гегелевскому видению мира, в то время как Маркс,
все надежды которого история опровергла и все опасения подтвердила, известен
лишь благодаря бесплодному шуму вокруг его имени. Таков Наполеон — которого
очарованный Гегель мог видеть своими глазами, проезжая по полю Йены на
следующий день после его победы — воплощения Weltgeist играют судьбой нашей
планеты Правота Гегеля — это ошибка Маркса, и наоборот; если Гегель прав,
Маркс обязательно ошибается.
Вот мы и добрались до сути проблемы:
современный мир — это всеобщее царство буржуазного духа, буржуазной морали,
наконец — если использовать ключевое понятие гегелевской диалектики —
буржуазное отрицание.
Говоря о всеобщем царстве буржуазии, мы
имеем виду не только традиционную буржуазию, связанную с западной капиталистической
системой. После смерти автора «Капитала» последняя обновилась. Сам Маркс мог
наблюдать появление нового типа капитализма в результате концентрации капитала:
акционерных обществ, в которых владелец акций, не имеющий производительной
функции, заменяется в руководстве менеджером, функционером капитала, отличным
от капиталиста-собственника; в конечном итоге, Маркс предвидел возможность
царства «коллективного» и «абстрактного капиталиста», государства, ставшего
капиталистом, и, развив далее свой социологический анализ процессов
концентрации и накопления, он наметил своего рода теорию перехода: разрыв между
функционированием и принадлежностью капитала обязательно должен привести к переходу
капитала в собственность ассоциированных производителей. Рабочие
производственные кооперативы, хотя они и сохраняют в своей организации
недостатки существующей системы (используя средства производства для
эксплуатации собственного труда, трудящиеся становятся «капиталистами» в
отношении самих себя), являют собой брешь в старой системе, первую попытку,
еще несовершенную, но многообещающую, преодоления антагонизма между капиталом и
трудом. «Капиталистические акционерные
предприятия, как и кооперативные фабрики, следует рассматривать как переходные
формы от капиталистического способа производства к ассоциированному, только в
одних противоположность устранена отрицательно, а в других — положительно».
[4]
Маркс дополнил эту теорию перехода
исследованием кредитной системы, которая, с одной стороны, становится одним из
движущих элементов капиталистического производства, а с другой, сокращает число
тех, кто эксплуатирует общественное богатство. [5]
Рассматривая эти соображения, имеющие
ценность предвидений, следует отметить историческую роль, отводимую Марксом
«капиталистической системе» как способу производства и управления. В
определенный момент развития эта система начинает движение к собственному
отрицанию, не утрачивая, однако, при этом своей капиталистической природы.
Одновременно с такого рода акционерным и отрицающим себя капитализмом возникают
рабочие производственные кооперативы, являющиеся позитивным отрицанием
капиталистической системы, — предтечи общества, управляемого ассоциациями
трудящихся-производителей согласно свободно утвержденному плану. Говоря
словами Маркса, они содержат в себе зародыш общества производителей, где «свободное развитие каждого является
условием свободного развития всех». [6]
«Впрочем,
не трудно видеть, — пишет Гегель в предисловии к своей «Феноменологии духа», —
что наше время есть время рождения и перехода к новому периоду». [7] Из всех младогегельянцев,
попытавшихся освободиться от помещичьего консерватизма своего учителя, обратив
против него оружие диалектики, Маркс, вероятно, оказался единственным, кто
развил до конца эту идею рождения и перехода. [8] Он выступил философом «рождения и
перехода» в чистом виде, причем помимо своей воли, ибо, включившись в
революционное движение и порвав со спекулятивной философией и идеологией, он
считал стоявшие перед ним задачи научными, а никак не философскими. Действительно,
из всего написанного Марксом о рабочем классе и его освободительной роли
следует, что задача самоосвобождения может быть поставлена лишь в форме
этического императива: буржуазное государство и капитал порождают своих
могильщиков, но «самому многочисленному и самому бедному классу», по выражению
Сен-Симона, необходимо осознать свое призвание. Революции, которые не могли
уничтожить разделение на общественные классы, эксплуатацию и господство
человека над человеком, государство — правление меньшинства над большинством,
были обречены завершиться переходом власти к новым господствующим
меньшинствам, заменой старых правящих элит новыми и одного способа социального
порабощения другим. С пролетарской революцией дело обстоит совершенно иначе:
«Все
до сих пор происходившие движения были движениями меньшинства или совершались
в интересах меньшинства. Пролетарское движение есть самостоятельное движение
огромного большинства в интересах огромного большинства». [9]
Таким образом, по мнению авторов
«Манифеста коммунистической партии», сама природа социалистической революции
совершенно не допускает третьей возможности: движения меньшинства в интересах
(im Interesse) огромного большинства; иными словами, социалистическая
революция не может быть совершена авангардом с благими намерениями,
объявляющим себя освободителем угнетенных масс. Пролетарская этика — принцип
самоосвобождения пролетариата — предписывает трудящимся отказ от выполнения
указаний авангардов, состоящих из профессиональных идеологов, то есть
профессиональных спасителей, как бы ни были они чисты и искренни в своих намерениях:
«При
основании Интернационала, — писали Маркс и Энгельс в 1879 году, — мы отчетливо
сформулировали наш боевой клич: освобождение рабочего класса должно быть делом
самого рабочего класса. Мы не можем, следовательно, идти вместе с людьми,
открыто заявляющими, что рабочие слишком необразованны для того, чтобы
освободить самих себя, и должны быть освобождены сверху, руками
филантропических крупных и мелких буржуа». [10]
Однако Маркс и Энгельс не принижали
значения элементов культуры, которые давали рабочим интеллектуалы, выходцы из
буржуазии. Их роль, например, достаточно ярко подчеркнута в «Манифесте
коммунистической партии». Приведем еще две короткие цитаты, одну из Энгельса,
другую из Маркса, в которых нашла отражение их почти мистическая вера в динамичную
спонтанную деятельность трудящихся и одновременно чисто реалистические
соображения, которые, казалось бы, должны были эту веру подрывать:
«Если
образованные и вообще пришельцы, происходящие из буржуазных кругов, не стоят
полностью на пролетарской позиции, они только вредны. Но если они
действительно стоят на этой позиции, они могут быть очень полезны, и их следует
приветствовать.» [11]
13 октября 1868 года Маркс писал Швейцеру
: «В Германии, где рабочий с детских лет живет в атмосфере бюрократической
регламентации и верит в авторитеты, в начальство [...], его нужно прежде всего
приучать к самостоятельности» [12]
По поводу идеи Лассаля о кооперативном
движении, которое получало бы финансовую помощь от государства, Маркс в письме
тому же Швейцеру уточнял, в почти не «материалистических» выражениях, свою
концепцию природы и роли рабочего класса:
«Рабочий
класс либо революционен, либо он ничто» (13 февраля 1865 г .).
Верные принципам пролетарской этики, ни
Маркс, ни Энгельс никогда не соглашались играть роль «руководителей» партии
или политических лидеров в «буржуазном» понимании слова. Мы никогда не устанем
повторять, что реальное значение Маркса в Союзе коммунистов (который он не мог
считать и не считал партией) и в Первом Интернационале не имеет ничего общего с
легендой, придуманной Школой и ее противниками. [13]
На предыдущих сессиях идея об исторической
миссии пролетариата интерпретировалась г-ном Кюнцли в духе эсхатологии и
мессианства. Мы предпочитаем вкладывать в нее этический смысл, проводя различие
между исторической функцией буржуазии и исторической миссией пролетариата,
понятием, неотделимым от самоосвобождения рабочих. [14] Вовсе не случайно, что, используя
поражения рабочего движения, партийная идеология приложила усилия к тому, чтобы
избавиться от этих двух концепций, составляющих основы марксова социализма,
подменив их догмой о политических авангардах, то есть вождях — носителях
классового сознания рабочих. Маркс стремился обойти подводные камни морализаторского
идеализма, связав воедино идеи миссии и «исторической необходимости»:
трудящийся должен захотеть того, что буржуазный фатум ему предписывает.
Несмотря на неоднозначность этого аргумента, его убедительная сила основывается
на реалиях мира, обреченного на нищету и саморазрушение.
«Накопляйте,
накопляйте! В этом Моисей и пророки! [...] Накопление ради накопления,
производство ради производства, этой формулой классическая политическая
экономия выразила историческое призвание буржуазного периода» (Капитал, кн. I).
Освободительная роль, которую Маркс признавал за буржуазией, разрушительницей
феодализма и созидательницей структур промежуточного общества, кажется
преувеличенной на фоне эволюции капитализма, особенно в период после первой
мировой войны, Одновременно с эволюцией капиталистического способа производства
происходила структурная трансформация рабочего класса и возникала новая
буржуазия: не обернулось ли в итоге химерой, вопреки предсказаниям авторов
«Манифеста коммунистической партии», революционное призвание традиционной
буржуазии, которая должна была создать мир по своему образу и подобию?
Каковы бы ни были их теоретические и
политические разногласия, зачастую непреодолимые, большинство марксистов
согласно с тем, что из «научного» социализма Маркса вытекает признание тезиса о
реальном существовании в течение более или менее длительного времени
«социалистического мира», отвечающего постулатам марксовой теории и этики. Нас
нетрудно упрекнуть в смешении буквы и духа «марксизма», то есть в слишком
узкой интерпретации исторического материализма, за отрицание, например,
возможности положить начало циклу социалистических революций в России в 1917
году. Разве марксова теория общественного развития не была «дополнена» законом
неравномерного развития, открытым Лениным? Так что, с этой точки зрения, Маркс
всего лишь совершил ошибку, в общем, совсем незначительную, неверно назвав
страну, где должен был начаться революционный процесс. [15]
Ограничим наш ответ постановкой
альтернативы: либо материалистическая теория истории — которая является прежде
всего теорией формирующегося пролетариата — сохраняет некоторую научную
ценность, и тогда в сегодняшнем мире не может существовать подлинное социалистическое
общество; либо подобное общество существует hic et nunc, [16] и в этом случае материалистическая
теория истории, «научное открытие» Маркса, которое Энгельс считал гениальным,
оказывается возмутительно ошибочной. Предположив, что «социалистические»
страны являются таковыми не только по названию, но и по сути, следует
одновременно признать, что их природа не соответствует ни социальной теории,
ни этике, предложенным Марксом; признание же значимости этой теории и этики
означает, что так называемые социалистические государства на самом деле
определенно являются режимами эксплуатации и угнетения человека человеком.
Допустить, что Маркс прав в научном плане, — значит прийти к выводу, что ни одна
из «социалистических» стран не развивается в соответствии с нормами
социализма, определенными как «зрелым» Марксом в «Капитале», так и «молодым»
Марксом в парижских рукописях 1844
г .; это равнозначно предположению, что «построенный»
социализм возник вопреки законам исторического развития, открытым Марксом.
Ибо, с историко-материалистической точки зрения, «социалистический» мир может
рассматриваться, подобно буржуазному и капиталистическому миру, лишь как
переходная общественная формация, причем «марксизм» служит там идеологией
оправдания господства правящего класса, так как согласно марксовой теории,
«господствующими идеями в обществе являются идеи господствующего класса». В
странах «социализма» социалистическая идеология по сути заменяет собой религию,
«опиум» народов, принужденных вступить на путь индустриализации и
коллективизации.
Подобная интерпретация соответствует
социально-исторической теории Маркса: два современных общественных класса —
буржуазия и пролетариат — определяются в рамках способа производства,
получившего название капиталистического, на основании их функции, то есть в
соответствии с их предназначением или исторической миссией, и мы называем
«буржуазной» всякую систему господства, где власть выполняет двойную — политическую
и экономическую — функцию, присущую в традиционных капиталистических странах
классу буржуазии и его государству.
Некоторые марксисты, принимая миф о
«социалистических основах» режимов советского типа, не отрицают классового
характера существующей там политической власти, но отказываются определять этот
характер в соответствии с исторической функцией данной власти, довольствуясь
тем, что называют ее «бюрократической» и критикуют эту бюрократию и ее методы
управления. Другие, также согласные с названным мифом, говорят о
«государственном социализме», но эта концепция, несмотря на значительную долю
критического отношения к объекту осмысления, чужда духу «основоположников», для
которых всякое государство являло собой отрицание социализма; с иронией говоря
о «феодальном», «реакционном» или «мелкобуржуазном социализме», они боролись с
идейными школами, а не с режима ми, с идеологами или утопистами, а не с
государствами (см. «Манифест Коммунистической партии»).
Сам Ленин предвидел, что социализму будет
предшествовать этап государственного капитализма. Называя «государственно-капиталистическим»
(а не «бюрократическим») способ производства, установленный в России в 1917
году и переживший расцвет при правлении Сталина с его политическим и
полицейским аппаратом, мы полагаем, что не противоречим методологическим
принципам, установленным Марксом в ходе научной работы по выявлению «закона
экономического развития современного общества» («Капитал», предисловие к т. I).
Действительно, его метод предполагает теоретическую интерпретацию эмпирического
материала при помощи «силы абстракции», что соответствует методам наблюдения в
естественных науках. [17]
Под государственным капитализмом мы
понимаем совокупность отношений господства-подчинения (Herrschafts- und
Knechtschaftsverhaltnis), при которых экономическая и политическая власть
принадлежит классу или социальному слою, заменяющему традиционную буржуазию и
ставящему перед собой задачу создания переходной экономической системы (что
влечет за собой такие революционные последствия, как появление массового
пролетариата [18])
и радикальной трансформации — при опоре на крупную промышленность,
использующую все достижения научного прогресса и современных технологий, —
общественных отношений, образа жизни и мышления людей и т. д. Отсюда можно
сделать вывод, что Маркс не только не ошибся в своих предположениях, но и верно
предсказал, что революция в России откроет для этой страны переходную эру,
которая позволит ей преодолеть свое историческое отставание. Пародируя на манер
Маркса гегелевский стиль, мы можем поставить проблему следующим образом: там,
где существуют институты капитала и государства, а значит, наемный труд и
бюрократия, имеет место отрицание социализма (экономическое и политическое
отчуждение производителя), следовательно, переходный режим. Социализм, в том
смысле, в каком понимал его Маркс, является отрицанием отрицания, то есть этой
переходной стадии.
Если строго следовать теории исторического
материализма, согласно которой процесс экономической трансформации, то есть
развитие производительных сил, должен неизбежно породить собственное отрицание
— промышленный пролетариат («могильщика» буржуазного общества), то вопрос, в
сущности, сводится к тому, способна ли новая буржуазия «социалистических»
стран успешно осуществить процесс индустриализации и пролетаризации. Но если
ограничиться этим, можно прийти лишь к бесплодному схематизму. Развитие
пролетариата отсталых в промышленном плане стран необходимо анализировать,
опираясь при этом на историю пролетариата стран классического капитализма.
Вне зависимости от специфических условий,
для достижения зрелости и вступления на путь социалистических преобразований
пролетариату, западному или «социалистическому», [19] необходимо одно — богатый и
разнообразный опыт как многочисленных поражений, так и временных побед. Все эти
успехи и сражения, изменяющие не только людей, но и обстоятельства, должны
происходить на территории, завоеванной и контролируемой буржуазией, которая до
пролетариата была наделена революционной и освободительной миссией. Достаточно
вспомнить критику Марксом и Энгельсом идеи Лассаля и его учеников о том, что
пролетариату противостоит будто бы единая «реакционная масса», чтобы понять: в
1917 году ни одно из условий, долженствующих обеспечить вступление России на
социалистический путь, не было выполнено — экономические условия и классовые
отношения в преимущественно крестьянском обществе, а также степень
общественной значимости и уровень зрелости пролетариата не допускали этого, и
лишь чудесная интеллектуальная и нравственная метаморфоза всех слоев
российского общества могла бы что-то изменить. Но подобного рода чудеса, с
незначительной долей вероятности возможные лишь в «благоприятные моменты
истории», выходят за концептуальные рамки материалистической теории истории,
хотя последняя и не исключает счастливых «случайностей». К тому же понятие
«материализм» у Маркса — он говорил о «новом материализме» («Тезисы о
Фейербахе») — неотделимо от этической парадигмы, ясно выраженной во всех его
работах: принцип «исторически необходимой» трансформации — это обретение
сознательности (которое Маркс считал неизбежным), превращающее пролетариат-раба
в революционный пролетариат, сознающий свою освободительную миссию. В его
работах неоднократно встречаются замечания о социальных принципах христианства,
проповедующих подчинение существующим властям. Вот наиболее характерное
утверждение, которое он делает в связи с этим: «Для пролетариата, который не
желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость,
сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости — важнее
хлеба». [20] Данная фраза подразумевает, что
трудящиеся благодаря работе по самообразованию «становятся способными
править», и это Selbsttatigkeit может осуществиться лишь в условиях завоеванных
буржуазной революцией «формальных» свобод, которые пролетариат при необходимости
должен защищать от посягательств со стороны самой буржуазии, становящейся на
путь реакции.
Забвение и извращение этих элементарных
принципов «научного» социализма служит показателем не только трагического
положения сегодняшнего рабочего движения, но также и уровня культуры
марксистской интеллигенции, полагающей себя авангардом и руководящей элитой
этого движения и претендующей на воплощение — если не монополизацию — революционного
сознания. Напомним, что один марксист и профессиональный революционер — Ленин
— писал в 1905 г .:
«Марксисты должны знать, что нет и быть не может другого пути к настоящей
свободе для пролетариата и крестьянства, как путь буржуазной свободы и буржуазного
прогресса». [21] Будучи строгими марксистскими ортодоксами,
большевики и меньшевики действительно считали, что российскому обществу после
освобождения от царизма неизбежно предстоит пройти через длительный период
«буржуазного» либерализма. Ленин отличался от меньшевиков лишь в одном: он
считал, что во время этого «капиталистического» междуцарствия политическая
власть должна принадлежать не классу буржуазии, лишенному воли и опыта, а
рабочему классу и бедному крестьянству, осуществляющим «революционно-демократическую
диктатуру». Война 1914 года вызвала раскол всего международного пролетарского
движения от политических и профсоюзных верхов до самих рабочих масс, которые в
подавляющем большинстве не сознавали своего призвания к освобождению.
Единственным существенным результатом войны, кроме создания советов, было
падение царизма; ленинская партия перед лицом полного банкротства западного
социализма и всех российских политических группировок, не могла отныне сопротивляться
искушению властью. Забыв все предостережения об умеренности и благоразумии,
которые Маркс и Энгельс не переставали делать русским революционерам, они
решили последовать стратегическому правилу Наполеона, которое любил Лениным:
«Надо ввязаться в бой, а там будет видно». Но «увидели» то, что произошло в
дальнейшем, вовсе не только те, кто «ввязывался». [22]
По меньшей мере озадачивает, что
катастрофы и «предательства», одно за другим потрясавшие рабочее движение
после смерти Маркса и Энгельса, ничему не научили марксистскую интеллигенцию,
эту элиту с авангардистскими претензиями, которая всячески изощряется, вызывая
дух «левого марксизма», именуемого теперь «новой левой», и отказывается прямо
взглянуть на вещи, на бездну, отделяющую мечты основоположников от мира, в
котором мы живем, мира, пережившего две мировые войны и морально готового к
новому военному конфликту, пусть даже роковому для выживания человеческого рода.
То, что марксисты пытаются обосновать свои надежды на торжество социализма
угрозой всемирной ядерной катастрофы, показывает, что «научный социализм», о
приверженности которому они заявляют, фактически сводится к любопытной смеси
гегелевского духа и морали троглодитов. Буржуазный рационализм, присущий обеим
системам эксплуатации, господствующим в мире, и то, что обе они взывают к одним
и тем же моральным ценностям, обвиняя друг друга в их «предательстве»,
позволяют такого рода марксистским теоретикам оправдывать российскую и
китайскую ядерную мощь при помощи аргументов, подобных тем, которые
используются апологетами «свободного» мира для оправдания паритета устрашения.
Так, мы узнаем, что «до сих пор развязыванию ядерной войны препятствовал
ядерный военный потенциал СССР (к которому сегодня, и это прогресс, добавляется
ядерное оружие Китая), державший американскую крупную буржуазию в страхе перед
ужасающим и неизбежным ответным ударом. Но одновременно с ухудшением
международной ситуации для американского империализма растет и риск того, что
«паритет устрашения», предполагающий разумную реакцию обоих противников,
перестанет сковывать руководителей режима, ощущающего свою обреченность, и он
предпочтет скорее уничтожить весь мир, чем дать народам возможность мирно
построить социализм». [23]
Таким образом, значительная часть левой
интеллигенции, пораженная умственной близорукостью, говорит языкам Маркса,
одновременно мысля понятиями Гегеля, понятиями отрицания и гибели, жизни ради
смерти (см. Хайдеггера); она говорит о социализме и свободе, но думает о
государственности и власти — если не об олигархии и эксплуатации. Этот
псевдосоциализм и псевдосоциалисты, неспособные объяснить трудящимся материальные
и моральные причины своего выбора в пользу монополистического государственного
капитализма, которому отдается предпочтение перед капитализмом частных
монополий, способствуют консервации буржуазного строя: именно ради сохранения
завоеваний буржуазной революции западный пролетариат стал сообщником класса
эксплуататоров, «интегрировался» в развитой капитализм. Эта дихотомия образа
мысли и терминологии, свойственная части марксистской интеллигенции, является
проявлением философского симулякра, который понимает личность лишь как
категорию в царстве Квинтэссенции. На самом деле учителем такого рода
марксистских идеологов является Гегель, а вовсе не Маркс. Действительно, по
Гегелю реальный человек, которому запрещено самоубийство, реализуется лишь в
смерти, убивая других и умирая сам: «Совершенно верно, что индивидуум является
вещью подчиненной, призванной посвятить всего себя тотальности морали. Отныне,
если государство требует его жизни, индивидуум должен отдать ее — но имеет ли
человек право отдавать свою жизнь? [...] Вот ответ: будучи таким индивидуумом,
я не являюсь хозяином своей жизни, ибо вселенская тотальность деятельности,
жизнь не является чем-то внешним по отношению к личности; это — она сама». [24]
Нынешний мир, кажется, загнан в тупик
учениками Гегеля, поставившими его перед дилеммой: полностью починиться государствам,
называющим себя социалистическими, или приспособиться к «буржуазным» свободам в
государствах откровенно капиталистических. Маркс невысоко ценил героический
патриотизм, основную добродетель нашего времени, и нам известно, что
государство являлось для него воплощением аморальной идеи, точнее, человеческого
порабощения. В противоположность своему учителю, он сформулировал следующий
этический постулат: «[Пролетарии] находятся в прямой противоположности к той
форме, в которой индивиды, составляющие общество, до сих пор выражали себя как
некоторое целое, а именно к государству, и должны низвергнуть государство,
чтобы утвердить себя как личности». [25] Прежде Ницше он понял, что
политическая философия Гегеля на самом деле является восхвалением успеха и
свершившегося факта, и что для Гегеля история ведет к Kompendium der
tatsachlichen Unmoral; [26] культу великих личностей, воплощений
Weltgeist, Маркс противопоставлял этику самоосвобождения современного раба.
Миф о манихейском дуализме двух социальных
«систем» раскрывает свою буржуазную сущность, когда приходишь к констатации,
что и тут, и там правящие классы обличают недостатки противника с целью
получить одобрение трудящимися массами своей внутренней политики и добиться их
подчинения в случае вооруженного конфликта. Декларируя один и тот же идеал свободы
и справедливости обе системы соперничают, чтобы удержать человеческий род на
уровне общего инфантилизма, описанного Достоевским в «Легенде о Великом
инквизиторе», чтобы отбить у него вкус к размышлениям и бунту в обмен на panem
et circenses, хлеб и идеологический опиум.
Катастрофическое положение современного
мира вынуждает глубоко пересмотреть проблемы целей и средств рабочего
движения, а также природы и предназначения коммунизма и социализма. Дуализм
социальных систем, когда друг другу противостоят два или три военных блока,
ложный социализм и подлинный капитализм, стоит в центре этой проблематики.
Классовая борьба уже не воспринимается сегодня как движущая сила исторического
развития и общественного прогресса; ее подменяет перманентный антагонизм,
скрытый или явный, между этими системами, который обретает видимость
религиозной войны.
Этот манихейский дуализм, как в 1914-1918
или в 1939-1945 гг., призван направить одни народы против других и основывается
сегодня на мифе о «построенном социализме». В действительности же и на
практике, и в теории этому социализму присущи основные черты, выявленные
Марксом в ходе анализа капиталистического способа производства на различных
стадиях его развития. В том, что правящий класс называет свою систему «переходной»
или «социалистической», нет ничего удивительного; подобный язык лишь
подтверждает мистификаторскую функцию всякой идеологии. Ибо, согласно Марксу,
конечная цель «перехода» зависит от трудящихся и только от них одних, а не от
руководителей государства или владельцев капитала.
Идет ли речь о традиционных буржуазных
странах или странах «социалистического лагеря», решения и планы всех правящих
режимов обусловлены презрением к личности. Они действуют в силу политической
морали, соответствующей гегелевской философии истории, которая подразумевает
государственный фетишизм и культ Weltgeist с его воплощениями. Они поступают
каждый по-своему, но по сути подчиняются одному и тому же закону: закону
накопления капитала с целью индустриализации и упрочения собственной мощи;
различия между ними — в характере общественного слоя, сосредотачивающего в
своих руках экономическую и политическую власть, социальное же положение
рабочего класса остается в обоих случаях одинаковым — для него
капиталистическое накопление означает экономическую эксплуатацию и морального
подчинение.
В этих условиях задача «новых левых», в той мере, в какой они
продолжают считать себя последователями Маркса, [27] может быть осознана лишь в свете
революционной критики гегелевского Weltgeist.
Моделью действий, духовного и образовательного праксиса, вдохновляющим
принципом социалистической этики переходного периода должно послужить здесь
высказывание Фридриха Энгельса, концентрирующее в себе всю пролетарскую этику:
«Что касается окончательной победы принципов, выдвинутых в «Манифесте», то
здесь Маркс всецело полагается на интеллектуальное развитие рабочего класса,
которое должно было явиться неизбежным плодом совместных действий и обмена
мнений». [28]
Впервые опубликовано в: Praxis, № 1-2,
1971.
Примечания
[1] Текст выступления на VII сессии Летней
школы в Корчуле (Югославия), август 1970 г .. Опубликовано в журнале «Праксис», 1971 г ., с. 257-268.
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест
Коммунистической партии// Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 4, М ., 1955, с. 447.
[8] Необходимо заметить, что Мозес Гесс,
первый учитель Фридриха Энгельса, еще до Маркса попытался «преодолеть»
(aufheben) спекулятивную философию при помощи радикальной критики
капиталистической экономики.
[10] Маркс К., Энгельс Ф. Циркулярное
письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В Бракке и др. 17-18 сентября 1879 г .// Соч, т. 19, с.
175.
[14] Cf: Kunzli A. Wider den
Parzival-Sozialismus// Praxis, 1-2, 1969, p. 277. Утверждать, будто Маркс «пренебрегал» этикой, значит
выхолащивать все духовное наследие Маркса, который прямо писал об этических
проблемах в своих работах. Аргумент, используемый Кюнцли, -«социализм» в
Советском Союзе — извлечен из арсенала марксистской мифологии, абсолютно
несовместимой с буквой и духом социалистического учения Маркса.
[17] Если взять окончательный план
«Экономики» 1857 года, четко сформулированный в предисловии к «Критике
политической экономии» (1859
г .), можно предположить, что в работах, которые Маркс
предполагал посвятить государству и мировому рынку, должны были получить
развитие идеи, уже нашедшие отражение в различных его сочинениях, в частности,
в «Критике гегелевской философии права» (1843 г .), оставшейся незавершенной,
«Гражданской войне во Франции» (1871
г .) и набросках к ней, но главным образом в статьях для
«Нью-Йорк Дейли Трибюн», посвященных бонапартистскому режиму, где анализ отношений
между обществом и его классами, с одной стороны, и государством, с другой,
обретает характер, явно предвосхищающий будущее (см., напр., описание «режима
преторианцев» или «имперского социализма» Второй Империи). Cf: Rubel M. Karl
Marx devant le bonapartisme. P., 1960. Мысли Энгельса о бонапартизме и одном из
его вариантов, буланжизме, выраженные в письмах Полю и Лауре Лафарг,
представляются нам также очень актуальными.
[18] Маркс предвидел, что в России, где
после освобождения крестьян началось движение по пути капитализма, и в сельском
хозяйстве происходило разрушение общинных форм (мира и артели), массовый
пролетариат может быть создан путем пролетаризации крестьянства. См. его письмо
в журнал «Отечественные записки», ноябрь 1877 г .; послесловие М. Рюбеля к книге:
Marx-Engels: Die russische Kommune. Kritik eines Mythos. Munchen, 1972.
[19] Сама очевидная абсурдность этого
понятия отражает мистификаторский характер марксизма, поставленного на службу
идеологии политического господства.
[20] Маркс К. Коммунизм газеты «Rheinische
Beobachter»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 204-205.
[22] Достаточно перечитать то, что писал
Энгельс пионерам российской социал-демократии, предостерегая их от авантюр,
которые он называл «бланкистскими». См. его ответ русскому якобинцу Петру
Ткачеву, опубликованный под названием «Социальный вопрос в России», а также
письмо Вере Засулич.
[23] Mandel E. Introduction// Luxemburg R.
La crise de la social-democratie, suivie de sa critique de Lenine. Bruxelles, 1970, p. 15. Мандель Эрнест (1923-1995) — лидер
«Объединенного Секретариата» IV Интернационала, ведущий теоретик троцкизма в
период после второй мировой войны — Прим. ред.
[24] Hegel. Grundlinien der Philosophie des
Rechts. Напомним, что под
«тотальностью морали» автор понимает государство.
«тотальностью морали» автор понимает государство.
[26] Vom Nutzen und Nachteil der Historie
fur das Leben: «Так история оборачивается компендиумом явной аморальности».
[27] Однако это не является условием sine
qua поп: см. тезисы Карла Корша в «Марксизм ожурд’юи» или смысл, который Лешек
Колаковский вкладывает в понятие «левый» в: Der Mensch ohne Alternative: Von
der Moglichkeit und Unmglichkeit Marxist zu sein. Munchen, 1961, p. 142-162.
[28] Энгельс Ф. Предисловие к немецкому
изданию «Манифеста коммунистической партии» 1890 года// Соч., т. 22, с. 61.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"