"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"





АМАДЕО БОРДИГА

Амадео Бордига родился в Резина (Неаполь) 13 июня 1889 г. Уже в 1907 г. он начинает посещать социалистические организации Неаполя. В 1910 г. он вступает в Итальянскую социалистическую партию. Два года спустя он создает в Неаполе кружок Карла Маркса с целью борьбы с реформистскими тенденциями в партии. В эти годы он ведет интенсивную кампанию против милитаризма и войны в Ливии в газете “L’Avanguardia”, которую со временем и возглавил. На съезде провинции Реджио-Эмилия Социалистической партии он оказывается в руководстве течения молодых революционеров, которое выступает как Революционная фракция интрансиджентов (непримиримых).

В 1914 г. она проводит жесткую оппозицию войне в колонках газеты “Il Socialista”, отвергая лозунг “ни вступления, ни саботажа”, принятый ИСП, и тут же сталкивается с партийным аппаратом. Интервенционисты вышли из организации. В 1916 г. Бордига призывается в армию, но ему удается избежать отправки на фронт. Его деятельность серьезно ограничивается контролем полиции. В июне 1918 г. он женится на Ортенсии Де Мео, активистке социалистической партии, уже участвовавшей с ним в создании Кружка Карла Маркса и от которой у него будет двое детей.
В декабре он основывает газету “Il Soviet”, издание, которое станет вскоре жизненным центром полемики с реформистами, а затем органом борьбы за новую партию, уже фактически существующую в течении. В том же году на XV съезде ИСП он отстаивает необходимость поддержать тезисы Ленина о международной революции и становится инициатором создания Фракции коммунистов-абстенционистов [антипарламентаристов].

В 1920 г. он участвует во II Конгрессе Коммунистического Интернационала. Он вносит свой вклад в определение “21 условия” вступления в Коминтерн, представленных затем Лениным, и выступает в защиту необходимости не связывать силы партии в избирательных и парламентских кампаниях, отныне не только бесполезных, но даже вредных на Западе для революционных целей. К середине октября он представляет “Манифест коммунистической фракции” Миланскому совещанию Фракции, названной впоследствии также “чистыми коммунистами”.

В дискуссии о возможном отделении от ИСП участвовали также Грамши и Террачини в качестве представителей туринских социалистов. Начинается его сотрудничество в редакции газеты “Il Comunista”, которая начала выходить с ноября месяца. Многие статьи явно носили подготовительный характер к выходу из ИСП. 29 ноября он представляет резолюцию Коммунистической фракции Национальному совещанию в Имола, призывая к “четкому разрыву” с социал-демократией. В январе 1921 г. на национальном съезде ИСП в Ливорно он заявляет в ходе своего выступления о решительной невозможности совместного существования революционных сил, реформизма и максимализма. Коммунистическая делегация отделяется и в другом помещении создает Коммунистическую партию Италии, секцию Коммунистического Интернационала.

В феврале он переезжает в Милан в качестве “руководящего деятеля” новой партии, которая принимает решение создать в этом городе свое руководство. Он усиливает свою активность в различных направлениях деятельности новой партии. В этот период он совершает частые поездки в новые партийные организации, регулярно пишет для четырех периодических изданий: “Il Soviet”, “Il Comunista”, которые он возглавил, “L’Ordine Nuovo”, которая становится органом партии, и “Rassegna Comunista”, который стал ее теоретическим журналом. Под его руководством партия немедленно организует как профсоюзную сеть, так и подпольную военную, в то время как в силу дисциплины в Интернационале он должен отставить в сторону абстенционизм и участвовать в выборах.

В плане тактики и принципов он начинает писать статьи теоретического и практического направления, из которых с очевидностью вытекает, что уже в начале 1921 г. он устанавливал проблемы, не безразличные для Интернационала. В статьях, которые он пишет в течение 1921 г., выясняются все расхождения, еще не явные (т.е. не являющиеся объектом непосредственной полемики), между руководством КПИ и Интернационалом: проблема революции на Западе; тактика действий с другими политическими силами (Единый фронт); оценка фашизма; природа Интернационала (т.е. всемирная Коммунистическая партия или федерация национальных коммунистических партий). В декабре он участвует в качестве посланника Интернационала на съезде Коммунистической партии Франции в Марселе. В 1922 г., через две недели после фашистского Марша на Рим, открывается IV Конгресс Коммунистического Интернационала (с 5 ноября по 5 декабря), на котором Бордига выступает с докладом о положении в Италии. Весной его арестовывает полиция, обвиняя его в “заговоре против государства”.

В июне арестованные руководители были заменены в руководстве партии. Организационная и политическая ответственность перешла к Тольятти и Террачини. После процесса и освобождения из тюрьмы он приглашается Интернационалом к возвращению на свой пост в Исполнительном комитете партии, но он отказывается (22 декабря), объясняя, что существует несовместимость между его позициями и позициями Коммунистического Интернационала: директивные обязательства вынудили бы его, в порядке дисциплины, поддерживать позиции, с которыми он не согласен, а это повлекло бы за собой ложь по отношению к организации. В январе 1924 г. он выпускает в Неаполе ежемесячный журнал “Prometeo”. Его цель – предоставить голос партийной Левой.

В мае месяце проходит конференция в городе Комо, на которой огромным большинством партия высказывается в пользу тезисов Левой. Бордига отказывается выдвигать свою кандидатуру на выборах. Он участвует в V Конгрессе Коминтерна и представляет тезисы по тактике, предупреждая против правого ревизионизма, угрожающего русской партии. Тезисы вновь отвергаются. На следующем подпольном съезде в Неаполе он сталкивается с новым руководством, ориентирующимся на позиции Коминтерна. В 1926 г. с 21 по 26 января он участвует в III съезде КПИ в Лионе (подпольном). В следующем месяце открывается работа VI расширенного Пленума Исполкома Интернационала в Москве. В обоих случаях Бордига делает последнюю страстную попытку защиты марксистских тезисов. 22 ноября он был осужден без суда на три года ссылки и немедленно арестован, в то время как фашисты разграбили его дом.

Он был отправлен сначала на Устику, а затем на Понса, маленькие островки в 7-8 квадратных километров, где он оставался до 1929 г. Во время ссылки он организует школу для заключенных и вместе с Грамши регулярно проводит лекции по научным дисциплинам. В 1930 г. его исключают из партии по обвинению во фракционистской “троцкистской” деятельности. По возвращению из ссылки он посвящает себя работе инженером, не занимаясь больше вопросами политики. Впрочем, это было бы и совершенно невозможно, потому что полиция контролировала его 24 часа в сутки с помощью шести чиновников, которые периодически меняли друг друга. В архивах полиции осталась схема этого контроля, который продлился до 1943 г., когда в Неаполе война закончилась в результате высадки англо-американских войск.

В послевоенный период он создает Интернационалистскую коммунистическую партию (Центральный орган – газета “Battaglia Comunista”) и продолжает политическую деятельность, прежде всего, через статьи, которые публиковались в новом журнале “Prometeo” под псевдонимами Альфа и А. Орсо. В 1951-52 гг. в партии происходит раскол. Та часть, которая осталась с Бордигой, позже получила название Интернациональной Коммунистической партии [Центральный орган - Programma Comunista]. В 1968 г. из-за болезни он уединяется в своем доме в Формии. Через год его поразил апоплексический удар, из которого он вышел лишь с трудом и частично. Он умер 23 июля 1970 г.

Комментарии