"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Человек одинок
(часть VIII)
Человек одинок
Отчуждение
царит не только в сфере производства, но и в сфере потребления.
Отчуждающая роль денег в процессе приобретения и потребления прекрасно описана
еще Марксом... Как же мы используем приобретенное? Я исхожу из того, что
потребление – это определенное человеческое действие, в котором участвуют наши
чувства, чисто физические потребности и эстетические вкусы, то есть действие, в
котором мы выступаем как существа ощущающие, чувствующие и мыслящие; другими
словами, потребление должно быть процессом осмысленным, плодотворным,
очеловеченным. Однако наша культура очень далека от этого. Потребление у нас –
прежде всего удовлетворение искусственно созданных прихотей, отчужденных от
истинного, реального нашего «я».
Мы
едим безвкусный малопитательный хлеб только потому, что он отвечает нашей мечте
о богатстве и положении – ведь он такой белый и свежий. На самом деле мы
питаемся одной лишь игрой воображения, очень далекой от пищи, которую мы
пережевываем. Наше нёбо, наше тело выключены из процесса потребления, в котором
они должны бы быть главными участниками. Мы пьем одни ярлыки. Откупорив бутылку
кока-колы, мы упиваемся рекламной картинкой, на которой этим же напитком
упивается смазливая парочка; мы упиваемся призывом «Остановись и освежись!», мы следуем великому американскому обычаю
и меньше всего утоляем собственную жажду.
Первоначально
предполагалось, что если человек будет потреблять больше вещей, и притом
лучшего качества, он станет счастливее, будет более удовлетворен жизнью.
Потребление имело определенную цель – удовольствие. Теперь оно превратилось в
самоцель.
Акт
покупки и потребления стал принудительным, иррациональным – он просто самоцель
и утерял почти всякую связь с пользой или удовольствием от купленной вещи.
Купить самую модную безделушку, самую последнюю модель – вот предел мечтаний
каждого; перед этим отступает все, даже живая радость от самой покупки.
Отчуждение
в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и
используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может
быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если
он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему
действительно нужны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы
своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той
же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы,
книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник
бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, – присвоить побольше
развлечений, культуры и всего прочего. И мерилом оказывается вовсе не истинная
ценность этих удовольствий для человека, но их рыночная цена.
Человек
отчужден не только от своего труда, не только от вещей и удовольствия, но и от
тех социальных сил, которые движут общество и предопределяют судьбу всех его
членов.
Мы
беспомощны перед силами, которые нами управляют, и это сказывается всего
пагубней в эпохи социальных катастроф – войн и экономических кризисов. Эти
катастрофы кажутся некими стихийными бедствиями, тогда как на самом деле их
навлекает на себя сам человек, правда, бессознательно и непреднамеренно.
Безликость и безымянность сил, движущих обществом, органически присуща капиталистической
системе производства.
Мы
сами создаем свои общественные и экономические институты, но в то же время
горячо и совершенно сознательно отклоняем всякую ответственность за это и с
надеждой или с тревогой ждем, что принесет нам «будущее». В законах, которые правят нами, воплощены наши же
собственные действия, но эти законы стали выше нас, и мы – их рабы. Гигантское
государство, сложная экономическая система больше не подвластны людям. Они не
знают удержу, и их руководители подобны всаднику на лошади, закусившей удила:
он горд тем, что усидел в седле, но бессилен направить ее бег.
Каковы
же взаимоотношения современного человека с его собратьями? Это отношения двух
абстракций, двух живых машин, использующих друг друга. Работодатель использует
тех, кого нанимает на работу, торговец использует покупателей. В наши дни в
человеческих отношениях редко сыщешь любовь или ненависть. Пожалуй, в них
преобладает чисто внешнее дружелюбие и еще более внешняя порядочность, но под
этой видимостью скрывается отчужденность и равнодушие. И немало тут и скрытого
недоверия.
Такое
отчуждение человека от человека приводит к потере всеобщих и социальных связей,
которые существовали в средние века и во все другие докапиталистические
общественные формации.
А
как же человек относится к самому себе? Он ощущает себя товаром, который надо
повыгоднее продать на рынке. И вовсе не ощущает, что он активный деятель,
носитель человеческих сил и способностей. Он отчужден от этих своих
способностей. Цель его – продать себя подороже. Отчужденная личность,
предназначенная для продажи, неизбежно теряет в значительной мере чувство
собственного достоинства, свойственного людям даже на самой ранней ступени
исторического развития. Он неизбежно теряет ощущение собственного «я», всякое представление о себе, как о
существе единственном и неповторимом. Вещи не имеют своего «я», и человек, ставший вещью, также не может его иметь.
Нельзя
полностью постичь природу отчуждения, если не учитывать одну особенность
современной жизни – ее все усиливающуюся обесцвеченность, подавление интереса к
важнейшим сторонам человеческого существования. Речь идет о проблемах
общечеловеческих. Человек должен добывать хлеб насущный. Но только в том случае
может он утвердить себя, если не оторвется от основ своего существования, если
не утратит способности радоваться любви и дружбе, сознавать свое трагическое
одиночество и кратковременность бытия. Если же он погряз в повседневности, если
он видит только то, что создано им самим, только искусственную оболочку обыденного
мира, он утратит связь с самим собой и со всем окружающим, перестанет понимать
себя и мир. Во все времена существовало это противоречие между обыденностью и
стремлением вновь вернуться к подлинным основам человеческого бытия.
И
одной из задач искусства и религии всегда было помочь людям утолить эту жажду,
хотя и сама религия в конце концов стала новой формой той же обыденности.
Даже
первобытный человек не довольствовался чисто практическим назначением своих
орудий и оружия, он старался украсить их, вывести за пределы просто полезного.
А каково было назначение античной трагедии? Здесь в художественной,
драматической форме представлены важнейшие проблемы человеческого
существования; и зритель (впрочем, он не был зрителем в нашем, современном
смысле слова, то есть потребителем) приобщался к действию, переносился из сферы
повседневного в область общечеловеческого, ощущал свою человеческую сущность,
соприкасался с основой основ своего бытия. И говорим ли мы о греческой
трагедии, о средневековом религиозном действе или об индийском танце, идет ли
речь об обрядах индуистской, иудейской или христианской религии – мы всегда
имеем дело с различными формами драматизации главнейших сторон человеческого
бытия, с воплощением в образах тех самых извечных вопросов, которые осмысляет
философия или теология.
Что
же сохранилось в современной культуре от этой драматизации человеческого бытия?
Да почти ничего. Человек почти не выходит за пределы мира сработанных им вещей
и выдуманных понятий; он почти всегда остается в рамках обыденности.
Единственное, что по значению своему приближается сейчас к религиозному обряду,
– это участие зрителя в спортивных состязаниях; здесь по крайней мере человек
сталкивается с одной из основ бытия: люди борются, – и он радуется заодно с победителем
или переживает горечь поражения вместе с побежденным. Но как примитивно и
ограниченно человеческое существование, если все богатство и многообразие
страстей сведено к азарту болельщика.
Если
в большом городе случается пожар или автомобильная катастрофа, вокруг
собирается толпа. Миллионы людей что ни день зачитываются хроникой преступлений
и убийств и детективными романами. С благоговейным трепетом смотрят они фильмы,
в которых главенствуют две неизменные темы – преступление и страсть. Это
увлечение и интерес – не просто признак дурного вкуса, не просто погоня за
сенсацией, но глубокая потребность в драматизации важнейших явлений бытия –
жизни и смерти, преступления и наказания, борьбы человека с природой. Но
греческая трагедия решала эти вопросы на высочайшем художественном и
философском уровне, наша же современная «драма» и «ритуал» слишком грубы и
нимало не очищают душу. Все это увлечение спортивными состязаниями,
преступлениями и любовными страстями свидетельствует о том, что человек рвется
за пределы обыденности, но то, какими способами он удовлетворяет эту свою
внутреннюю потребность, свидетельствует о безмерном убожестве всех наших
поисков и решений.
Отчужде́ние (англ. alienation, нем. Entfremdung) — это процесс отделения от людей процесса и
результатов их деятельности (деятельность
понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся
неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди
становятся чуждыми миру, в котором живут.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"