"РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!"
Нестор Иванович Махно
Анархизм и наше время
Нестор Иванович Махно
Анархизм и наше время
Анархизм – учение, охватывающее собою
не одну только социальную сторону жизни человека в том смысле, какой
придают ему освещающие его политические словари и наши митинговые
пропагандисты-ораторы: анархизм – учение жизни человека вообще.
В процессе выработки своего всеобъемлющего
миросозерцания анархизм ставит определенно выраженную задачу: это –
охватить весь мир, преодолев на этом пути всякие преграды, какие есть
и еще могут быть со стороны буржуазно-капиталистической науки
и ее техники, и развернуть перед человеком исчерпывающее разъяснение
о сущности этого мира, чтобы, таким образом, подойти к человеку
вплотную и помочь ему сознательно почувствовать в себе анархизм,
который, как я полагаю, внесен в него самой природой, и частичные
выявления которого человек чувствует в себе всегда.
Этим самым анархист строит путь содействия человеку
в деле изгнания из него всякого духа рабства, как из элемента,
являющегося единственным безоговорочно реальным для анархизма: ибо только через
его волю анархизм может практически воплощать себя в реальную жизнь.
В процессе своего развития анархизм безграничен.
Для анархизма нет тех берегов, в которые он
мог бы замкнуть себя и остановиться.
Анархизм, как и человеческая жизнь вообще,
не знает законченных формул в своих достижениях.
Абсолютная свобода, а также безграничное
на нее право человека, о которых теоретические постулаты анархизма
нам повествуют, являются для анархизма, по-моему, лишь орудием, при помощи
которого анархизм достигает своего более или менее полного выражения,
совершенно не приостанавливая своего процесса. И лишь здесь анархизм
становится понятным для каждого из нас: ибо вытеснив из человека
искусственно водворенный в него дух рабства, анархизм становится уже
непосредственно руководящей идеей для человеческих масс на пути всех их
творческих достижений.
Теоретически анархизм в наше время признается все
еще слабым, мало развитым и даже – говорят – во многом
ошибочно понимаемым учением. Над ним многие его выразители –
говорят – много работают, думают, тоскуют (я полагаю, конечно, что если
кто-либо из товарищей действительно при этакой работе и думах
тоскует, то тоска у них вызывается бессилием из кабинета
выразить необходимые для анархизма социальные средства для социальных его
действий в наше время…).
Фактически же анархизм живет всюду, где только
ступает жизнь человека. Но понятным для человека анархизм – при
жестоком гонении на него – становится только там, где есть его
ученики, – ученики, искренно порывающие всякую связь с рабской
психологией современности; ученики, бескорыстно стремящиеся служить ему, вскрывая
в процессе его развития все его неведомые стороны, претворяя их
в ведомые и, таким образом, прокладывая путь торжеству анархического
духа над духом рабским.
Отсюда два положения:
Первое, что анархизм сохраняет разнородную
в выражениях и действиях, но единую в своей сущности
целость.
Второе, что анархизм всегда революционен
и держится только за революционные методы действия в борьбе
со своими притеснителями.
И с этой именно стороны, как революционный
борец, отвергнувший на своем пути всякие правительства, писанные ими
законы, самое общество, выделяющее из себя эти правительства, наконец,
«нравственность» и «мораль» этого общества, – анархизм все более
и более познается угнетенной частью человечества.
Это говорит о том, что анархизм в наше время
уже не может оставаться в пределах кружковой мысли и групповой
деятельности. Естественное влияние анархизма на психику человеческих масс
в их борьбе очевидно. А чтобы это влияние анархизма массы восприняли
сознательно, анархизм должен вооружиться новыми средствами и стать
на пути социального действия сейчас, в наше время.
«Дело труда», No. 4, сентябрь 1925 г.
Комментарии
Отправить комментарий
"СТОП! ОСТАВЬ СВОЙ ОТЗЫВ, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!"